Как рассказал Илья Поркалов, старший аналитик КУА Драгон Эсет Менеджмент, набирает популярность предложение страховой компании Allianz, которое состоит в том, что фонд должен не покупать облигации проблемных заемщиков, а страховать, например, 20-30% первых потерь инвесторов по этим инструментам. Таким образом, без фактического увеличения фонда можно гарантировать в 3-5 раз больше облигаций.

Проблема этого плана, по словам эксперта, в том, что это спровоцирует создание двухуровневого рынка облигаций (застрахованных и незастрахованных) с соответствующими проблемами их оценки и прочей неопределенности. Кроме того, если вы инвестор и держите облигации проблемного заемщика, по которым застраховано 30%, остальные 70% остаются незастрахованными, то заемщик остается проблемным, т.е. цель спасения — снижение стоимости заимствования — вероятно, не будет достигнута в полной мере.

План, на котором настаивает Франция, состоит в том, что фонд спасения должен получить банковскую лицензию и действовать как банк, объяснил Илья Поркалов. На свои 440 миллиардов евро капитала он привлечет еще финансирование от Европейского центрального банка и сможет купить в несколько раз больше проблемных облигаций, вплоть до двух и больше триллионов евро. Однако против такого плана выступают Германия и ЕЦБ, поскольку потери свыше 440 миллиардов евро придется на себя взять центральному банку.

Рекапитализация банков, конечно, снизила бы риски для финансовой системы, считает эксперт, но проблема в том, что сами банки против. Сейчас на столе переговоров лежит предложение об обязательном уровне собственного капитала банков в 9% по отношению к активам. Банкам предлагается самостоятельно привлечь инвесторов, а если это не получится, то капитал предоставит фонд финансовой стабильности.

Проблема в том, что привлечение частных инвесторов сейчас практически невозможно, и из-за нынешней низкой стоимости акций банков, дополнительная эмиссия акций заметно размоет существующих акционеров, отметил Поркалов. Именно поэтому многие банки уже заявили, что для достижения 9%, скорее всего, будут избавляться от активов. Конечно, о стремительном экономическом росте в условиях резкого сокращения балансов банковской системы речь идти не может, а отсутствие экономического роста только усугубит долговые проблемы государств Евросоюза.

Как сообщалось сегодня, страны еврозоны пообещали на прошедшей в пятницу-субботу в Париже встрече стран Большой двадцатки обнародовать 23 октября по итогам саммита ЕС всеобъемлющий план по борьбе с долговым кризисом. Должно стать ясно, каков реальный объем дополнительных финансовых потребностей Греции (сверх согласованного в июле второго пакета помощи на 109 млрд евро). Исходя из этого, в частности, необходимо будет согласовать объем списаний для держателей греческих долгов (июльская схема предусматривала списание на уровне 21%).