«Взгляните, европейцы то озаботятся государственными долгами, то переключат все внимание на банки. Европе не хватает комплексного подхода, который бы обеспечил общее решение обеих проблем и дал бы ответ на дефицит конкурентоспособности Греции. Немецких налогоплательщиков волнует вопрос, как долго еще им придется платить за этот кризис. Но главное, чего им не хватает, это разъяснений политического руководства по поводу того, в каком вообще направлении должна развиваться Европа», — отметил он.
По его словам, основной вопрос заключается в том, хотят ли люди и правительства в Европе создать политический и финансовый союз в дополнение к союзу валютному.
«В противном случае им надо решать, что делать с неконкурентоспособными странами-должниками. В политике многое происходит с большими трудностями, однако экономика и рынки нуждаются в ясности ориентировок. Когда более двадцати лет тому назад развалился Восточный блок, канцлер Германии Гельмут Коль выработал представления о том, как все могло бы развиваться дальше. Нечто подобное сейчас полностью отсутствует, и чем дольше эта ситуация продлится, тем дороже она обойдется и тем меньше вариантов дальнейших действий останется»,- считает глава ВБ.
По словам Зеллика, в долгосрочном плане неприемлемо перекладывать финансовую нагрузку от создания налогового союза на какую-либо одну из стран ЕС. По мнению банкира, правительства стран зоны евро должны определиться, какой союз и с какими структурами они бы хотели иметь вместо нынешнего.
«Свое видение перспективы они должны были бы потом разъяснить гражданам и вынести необходимые решения на рассмотрение парламентов. Они должны были бы объяснить людям, в чем смысл сохранения единой европейской валюты и какие последствия для конкурентоспособности экономики Германии имело бы возвращение к дойчмарке. А на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда немецкий бундестаг, несмотря на критику со всех сторон, большинством голосов принял решение об увеличении финансирования стабфонда EFSF, но куда конкретно пойдут деньги, никто не знает. Если бы людям было известно, на что потратятся эти средства, то, по всей вероятности, идея оказания финансовой помощи пользовалась бы гораздо большей поддержкой населения. Конечно, вопрос этот касается именно Европы, но до тех пор, пока он не решен, это сказывается на всей мировой экономике, включая и развивающиеся страны», — заявил глава ВБ.