Чем уже, тем лучше
Говоря о своих потребностях в сфере обучения персонала, многие компании констатируют появление или расширение у них штата собственных тренеров. Если же приходится прибегать к внешним тренингам, то в этом плане компании жалуются на недостаточность на рынке узкоспециализированных тренинговых программ. Юлия Коба, руководитель проектов по обучению банка «Финансы и Кредит» объясняет, что для сотрудников банк заказывает в основном тренинги узкопрофессиональной направленности. И для повышения квалификации сотрудников банку приходится либо привлекать внешних провайдеров (таких как «Национальный центр подготовки банковских сотрудников» и «Международный украинский культурный центр»), либо в значительной степени покрывать потребность внутренним ресурсом — проведением аудиторного и дистанционного обучения собственными тренерами. «От программы по обучению, на которую мы направляем сотрудника, нам нужна конкретика, специфичность, а не общая информация, которую можно прочесть в книгах», — говорит Юлия Коба.
В корпорации «Артериум», помимо общих тренингов, которые могут повысить продажи, повысить личную и командную эффективность, также нацелены на заказ тренингов узкого сегмента, таких как Управление проектами, MS Project, Маркетинг или Финансы. При этом компания активно развивает внутренний отдел обучения. «Если говорить о том, как раньше выбиралось обучение, то это были больше soft skills. Сейчас эти программы компания проводит с помощью корпоративного университета и внутренних преподавателей, — поделилась Наталья Назаренко, руководитель службы управления персоналом и организации труда корпорации «Артериум».
На рекламном рынке ситуация аналогичная. Иветта Деликатная, начальник службы управления талантами Atlantic Group, отмечает, что на рынке тренинговых программ есть темы, которые вообще очень слабо представлены и разработаны. «Например, практически, нет тренингов по Networking. Все профессиональные тренинги по маркетинговым коммуникациям мы также разрабатываем сами». Кроме того, несмотря на то что предложение на тренинговом рынке сейчас большое, компания редко покупает программы локальных компаний, потому что, как утверждает Иветта Деликатная, «80% продукта — весьма стандартный материал».
Как компании подходят к заказу тренингов
Если же без внешнего тренингового агентства не обойтись, то выбор часто ведется не столько по авторитетности агентства, сколько по имени тренера, известного наработками в данной конкретной области. «Каждый тренер работает в своем направлении, в котором наиболее силен, — говорит Марта Моонен, директор по персоналу компании СКМ. — СКМ работала с бизнес-тренерами Татьяной Ивановой, Натальей Копыленко, Аленой Сысоевой. Не могу сказать, что мы остались довольны на все 100%. Иногда чего-то не хватало: либо тренерской харизмы, либо профессиональных знаний, навыков». Поэтому компания в данный момент предпочитает работать с зарубежными компаниями и тренерами — минимум из России, а то и из дальнего зарубежья (если речь идет об обучении менеджеров высшего звена).
Хотя Марта Моонен не отрицает, что за последний год украинский рынок тренинговых услуг качественно улучшился. По ее мнению, отечественные тренинговые компании (в первую очередь крупные, имеющие доступ к международному опыту) значительно повысили качество обслуживания и расширили портфели программ. Появилось много новых интересных программ, в том числе направленных на развитие управленческих навыков. Кроме того, отечественные провайдеры стали чаще привлекать к проведению тренингов иностранных специалистов, предоставляя тем самым своим клиентам доступ к зарубежному опыту.
В том, что на рынке увеличилось количество обучающих мероприятий, проводимых зарубежными экспертами, согласна и Юлия Коба. Хотя важность критерия «заграничный тренер» при этом не переоценивается: «При отборе провайдера нас в первую очередь интересует практическая направленность обучения. Нам важно понимать, какую пользу принесет обучение сотрудника на конкретном мероприятии, какие конкретно знания и навыки он получит, какие новые инструменты и технологии узнает и как сможет применить их на практике при выполнении своих функциональных обязанностей», — говорит представитель банка «Финансы и Кредит».
Действительно, компании стали еще строже подходить к выбору обучающего провайдера — расклад сил на рынке позволяет им сейчас «перебирать харчами». Кроме того, HR-менеджеры уже хорошо владеют различными методиками, позволяющими оценить реальный эффект от тренингового мероприятия. Наталья Назаренко по этому поводу утверждает: «На сегодняшний день отсеялись тренинги, которые не приносят добавочной стоимости компании». Это заставило тренговые компании стать еще более клиентоориентированными. Как отмечают представители компаний, агентства стали чаще идти на встречу клиенту в плане снижения цены или изменения программы под компанию-заказчика.