Похвально, что люди начинают видеть различия между бумажными и твердыми активами. Господствующий бумажный актив — это (необеспеченная) валюта. Существует множество разных твердых активов.
Но люди заблуждаются, если считают, что дело сохранения капитала можно редуцировать до простого наложения бумажных форм капитала и ощутимого капитала. Это лишь частичное объяснение, так как есть и другие проблемы. Одна из них — транспортировка.
Во время экономических бедствий вы можете запастись пищей, это так, но что произойдет, если вам придется оставить ваше жилище из соображений безопасности. Что произойдет, если ваш огород и скот придется защищать? Неприятно об этом думать. Готовясь к возможным проблемным ситуациям не разумно предполагать, что вам удастся оставаться в одном месте. В этом состоит одно из недооцененных преимуществ золота. Его можно упаковать в небольшой коробочке. Ваш капитал становится мобильным. По сегодняшним ценам полмиллиона долларов в золотом эквиваленте легко перемещать. Через год-два один или два миллиона можно будет легко перенести в руке. Картины (особенно миниатюры) и драгоценные камни выполняют похожую функцию. В период серьезного кризиса, беспорядков или войны, не разумно предполагать, что вы сможете взять с собой все ваши консервы, фильтры для воды, генераторы и т.д. в машине, которая нуждается в заправке и ремонте вам придется быть худым и юрким. Не обремененным. Никогда не размышляли над тем, почему беженцы из нацистской Германии выбирали бриллианты? Максимум капитала с наименьшей возможной массой и весом. Проще говоря, эти «вы не можете есть золото» теории, которые предположительно должны опровергнуть концепцию ценности золота, просто не состоятельны.
Когда люди живут в кризисной ситуации, то обычно бывает, что товары можно купить, но они слишком дороги. Великолепную пищу, икру, шампанское и другие изыски можно было купить по всему Советскому Союзу (главным образом, в магазинах, торговавших за твердую валюту). Бутылку виски можно было найти даже в отдаленных американских бараках времен Второй мировой войны, но ее цена, в зависимости от местности, равнялась приблизительно одной хрустящей сто долларовой бумажке. (Тогда … Не сейчас.) Паническая скупка товаров населением меняет цены, когда растет спрос, а предложение исчезает. Золото, товар, который прячут, а не потребляют, отлично исполняет свою функцию в условиях, когда дефицитные товары исчезают с рынка, а еще лучше в условиях валютного краха.
Давайте проанализируем вопрос потребления еще глубже. Если вы покупаете один лот нефтепродуктов, поставляемых в танкере, то теоретически вы можете осуществить поставку. Но как неспециалист будет проводить подобную операцию? Ответ — с огромными сложностями. Оставляя в стороне проблемы с конфигурацией поставки (а они значительны, если вы не профессиональный оператор рынка поставки и хранения нефтепродуктов), будете ли вы самостоятельно транспортировать и хранить свой груз, соблюдая при этом все законы и правила, чтобы (буквально) не взорвать свой район? Маловероятно. Ваш груз станет проблемным и никто даже трубку не поднимет, чтобы избавить вас от 100 тонн нефтепродуктов. Более того, владелец той большей части груза, в которую включен ваш маленький груз, потребует, чтобы вы выполнили множество правил и регуляций для того, чтобы слить ваш груз. (Не напоминает ли это вам отпиливание угла 400-унциевого лондонского слитка хорошей поставки, того самого который ваш, как сказал член золотого пула?)
Такая же ситуация в случае с кофе, какао, сахаром, зерновыми и другими «мягкими» товарами. Вы никогда не сможете хранить их в подобающих условиях и если бы вы даже и смогли, груз начнет портиться через несколько недель или месяцев. Поэтому вам придется все это быстро сбыть с рук, таким образом, делая бессмысленной всю операцию — ведь покупали товар, чтобы его хранить.
Профессионалы товарного рынка обладают собачьим чутьем на проблемные грузы, поэтому вам выколют ваши финансовые глаза, когда вы попытаетесь избавиться от ваших запасов. Если условия даже немного будут отличаться от совершенных, ваш груз потеряет всякую ценность, и вам придется заплатить за то, чтобы от него избавиться.
Из вышеизложенного становиться ясным внутренний ценовой потенциал физического золота, если спрос на поставку вырастет. Немногие будут знать, что делать с лотом нефтепродуктов, кофе, пшеницы и т. д., если они захотят осуществить поставку. Но куча народа точно знает, что делать со слитком золота весом в 100 унций. А именно: хранить. Вот этот фактор и делает вероятным сжатие на поставку металла и придает ему такой великолепный ценовой потенциал — ведь поставка и хранение могут осуществляться и не профессионалами. Количество людей, которые могут потребовать поставку по бумажным контрактам и действительно забрать металл потенциально огромно. Конечно, к тому времени, когда такие требования станут заметными, бумажные обещания вряд ли будут исполняться. Даже намек на сжатие на поставку (как мы видели в случае с братьями Хант) может вызвать хаос.