«Наша задача — предоставить доступ к этой потрясающей возможности всем 800 млн наших пользователей, а не маркетологам», — говорится в официальном заявлении Facebook. Сеть уверяет, что «вложила значительные средства» в новую систему, предоставляющую «полный контроль» за безопасностью. Новые возможности, объясняет Facebook, «работают только после того, как пользователь даст согласие на это», система в этом случае «уведомляет, как будут собираться и использоваться данные».
Это далеко не первый подобный скандал вокруг Facebook. Основатель Wikileaks Джулиан Ассанж назвал сеть «машиной для шпионажа».
Рекламщики будут использовать новую опцию в своих целях точно так же, как уже имеющиеся функции, опасаются защитники потребителей. Так, кнопка «like», появившаяся в 2010 году, постепенно встала на службу рекламщикам как инструмент создания «спонсированных историй» — наиболее распространенного вида рекламы в сети, в котором используется имя и фото из профиля пользователя.
Теперь для создания рекламы личное мнение пользователя можно не спрашивать.
«Подразумевается, что раз ты это смотришь или читаешь, то это тебе нравится, — объясняет исполнительный директор Центра электронной информационной безопасности в Вашингтоне Марк Ротенберг. — То есть все, что вы смотрите, будет ими продвигаться как уже понравившееся. Это превращает любое ваше взаимодействие с партнером соцсети в одобрение. Это неправильно».
«Если ваши друзья видят рекламу, сделанную на основе того, что вы решили обнародовать, это нормально, хотя, может, и раздражает. Но если они видят рекламу, сделанную с использованием вас, но без вашего ведома, — это уже отвратительно», — говорит активист движения за интернет-безопасность директор технических проектов Electronic Frontier Foundation Питер Экерсли.
Представители рекламы не скрывают, что революционные приложения открывают перед ними широкие горизонты. «Подобные явления — благо для современных видов рекламы, таких как «спонсированные истории»: они обеспечивают прорыв, — признается глава по работе с социальными медиа в лондонском рекламном агентстве Carat Бен Айерс. — Facebook просто должен очень четко объяснить пользователям, как контролировать то, чем и с кем они делятся».