Для промышленности же газ с 1 октября, видимо, по-прежнему будет стоить 400 долларов за кубометр. Стоимость транзита сейчас примерно составляет 2,9 доллара за тысячу кубометров на 100 км.Скидка на транзит в обмен на коммуналку
Одной из позиций газового договора могли стать взаимные уступки по ценам: Украина снижает стоимость транзита газа по своей территории до себестоимости, а Россия — стоимость газа для социальной и бюджетной сферы (предприятий теплокоммунэнерго, школ, больниц и т.п.). Если верить премьер-министру Николаю Азарову, в ноябре договоренности будут юридически зафиксированы. Со стороны «Газпрома» пока подтверждения этих условий договора не было.
Скорее всего, этот пункт договора временный, до заключения четких договоренностей о создании консорциума, полагает эксперт Валентин Землянский. По его расчетам, примерно это цена транзита 1,5—1,7 доллара за тысячу «кубов» на 100 км и 230 долларов за кубометр для предприятий теплокоммунэнерго и бюджетных организаций. Для промышленности же газ с 1 октября, видимо, по-прежнему будет стоить 400 долларов за кубометр. Стоимость транзита сейчас примерно составляет 2,9 доллара за тысячу кубометров на 100 км.
Между тем, аналитики уже прикинули, сколько Украине удастся сэкономить в случае, если «Газпром» предоставит скидку хотя бы в 100 долларов.
«Бюджетный и социальный сектора ежегодно потребляют около 13 млрд кубометров газа, и скидка в размере 100 долларов на каждую тысячу «кубов» газа обеспечит годовую экономию в размере около 1,3 миллиарда долларов. Потери по транзиту (годовой доход от транзита — 2,7 миллиарда долларов) составят около 1,2 миллиарда долларов», — подсчитал Землянский.
Соответственно, Украина по деньгам выигрывает совсем немного. Но это дает другое преимущество. «Если договоренность будет юридически зафиксирована уже в октябре, то это предоставит Украине аргумент против повышения тарифов на газ для населения в переговорах с МВФ или ограничить требуемый рост тарифов», — говорит старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
Впрочем, определять себестоимость транзита тоже придется путем переговоров. «Обязательно будут разночтения между «Газпромом» и «Нефтегазом». Кроме того, эта идея со снижением ставки на транзит противоречит идее консорциума — трудно представить европейского партнера, который согласится участвовать в предприятии, работающем по себестоимости, не получая прибыли. Разве что это компания, которая таковой является только по «прописке», а на самом деле аффилированная с «Газпромом» структура. Но тогда по сути это поглощение украинской ГТС «Газпромом»...» — говорит директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар.
«Это первый шаг и он не является окончательной договоренностью, — возражает Землянский. — Если сопоставить с ценой газа для коммунальщиков по 400 долларов и наших потерь бюджета от компенсации им этих затрат, то шаг по снижению цены транзита вполне логичен», — говорит Землянский.
Консорциум — с Туркменистаном или Европой
Одной из ключевых и сенсационных договоренностей в Москве, которые были озвучены официально, стало создание трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС — украинско-российско-европейского. Если взамен на это Россия даст нам желаемую скидку на газ, то очень выгодная для Украины сделка. В конце концов в условиях запуска газопроводов в обход Украины нам рано или поздно пришлось бы поделиться контролем над трубой, чтобы сохранить объемы транзита. То, что Россия якобы согласилась на привлечение к этому консорциуму и европейских компаний, является гарантией того, что «Газпром» не сможет диктовать нам свои условия.
Однако на самом деле с консорциумом не все так просто. Во-первых, для его создания нужно выделить «Укртрансгаз» из структуры «Нефтегаза». Во-вторых, как мы уже писали, власти хотят провести размещение части акций этого предприятия на мировых рынках, чтобы получить представление о рыночной стоимости компании. В-третьих, нужно будет внести изменения в украинское законодательство, которое запрещает что-либо делать с украинской газотранспортной системой. А это — большой политический скандал (БЮТ уже обвиняет власть в сдаче национальных интересов). В-четвертых, много ли европейских компаний в нынешних кризисных условиях готовы выложить деньги за выкуп доли в нашей трубе? И есть ли среди них вообще желающие поучаствовать в проекте? Пока на сей счет никаких сигналов не поступало. Равно как и нет ни одного подтверждения от России того, что она согласилась на трехсторонний консорциум.
Короче говоря, с ним история очень темная и не быстрая, в которую ЕС может просто побояться входить. Поэтому наши источники в энергетических кругах не исключают, что европейцев пригласят лишь для виду, а в конечном итоге их в консорциуме не окажется. Зато вместе с Россией там появится, например, Туркменистан. Которому пообещают транзит газа в Европу через Россию и Украину взамен отказа от участия в проекте «Наббуко» (газопровод от Каспийского моря в Европу в обход России).
Цели — получить поддержку ЕС и снять напряжение
Эксперты пока осторожно оценивают перспективы достижения окончательных договоренностей.
«Скорее всего, говоря о консорциуме, Азаров озвучивает то, что предложила украинская сторона, — считает политолог Владимир Фесенко. — Подтверждения ни с европейской, ни с российской стороны пока не последовало. Понятно лишь то, что договариваться будут вокруг трубы. Стоит отметить, что Россия поменяла тактику в переговорах. Стратегически ее цели остались теми же, что и раньше: усиление влияния на украинскую трубу и привязка украинской энергетики к Таможенному союзу. Но тактика уже другая: Россия стала играть доброжелательно на фоне усилившегося давления со стороны ЕС. Она играет на контрасте».
Впрочем, если будут хотя бы реализованы договоренности по снижению цены на газ для бюджетной и социальной сферы — это уже успех. Это означает, что народу не придется больше платить за газ и «коммуналку» (или цены повысятся ненамного). А это серьезно снимет социальное напряжение.
А если удастся создать трехсторонний консорциум с участием ЕС — то это будет мегапобеда. С одной стороны, это гарантирует поставки газа через Украину в Европу (Россия тогда откажется от «Южного потока»). Во-вторых, мы не будем монопольно зависимы ни от «Газпрома», ни от Европы. В-третьих, для нынешней власти появляется еще и дополнительный бонус — Европа будет заинтересована в стабильности нынешнего режима, ведь его смена может повлечь пересмотр сделки по ГТС.
«Европейцам хотелось бы, чтобы условия игры не менялись при смене власти. И они знакомы с украинскими реалиями и понимают, что в случае прихода к власти, например, Тимошенко, достигнутые договоренности могут быть объявлены незаконными», — говорит политолог Владимир Фесенко.