Ассоциация, в которую, в частности, входят корпорация «Укравто» (ЗАО ЗАЗ), ЧАО «Еврокар», ООО «Кременчугский автосборочный завод», обратила внимание на самый лакомый сегмент — автомобили с двигателями объемом от 1 до 2,2 л. По оценкам операторов рынка, на такие «легковушки» приходится до 80-90% всех продаж автосалонов.
Около половины этого сегмента уже занимают авто местного производства, а остающуюся за импортом немалую долю конкуренты планируют прибрать к рукам при помощи специальных мер — заградительных пошлин. Так, для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л автосборщики требуют ввести дополнительную пошлину в размере 33,4%, а для машин с моторами объемом 1,5-2,2 л — 47% (на сегодня пошлина составляет 10%).
Необходимость нововведения в ассоциации «Укравтопром» объясняют снижением объемов национального производства и ростом импорта. По данным Госслужбы статистики, в товарной структуре внешней торговли Украины за январь-июнь 2011 года доля импортного автотранспорта выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года с 5,0% до 6,1% (в абсолютном выражении импорт составил 2 млрд 344 млн долларов).
Инициатива сборщиков встретила активное противодействие со стороны многих участников рынка, позицию которых выражает Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). В ассоциации опровергают утверждение оппонентов об угрожающей динамике роста импорта, и во многом вследствие активности этой организации отечественным автопроизводителям пока так и не удалось провести победоносный «блицкриг». Межведомственная комиссия предоставила ВААИД как одной из заинтересованных сторон возможность подготовить обоснование своей позиции. И до ее рассмотрения не сочла нужным вводить спецпошлины уже через 45 дней после приема заявления, как того требовал инициатор расследования.
Пейзаж после боя
Около половины автомобилей Subaru Forester сегодня продается с 2-литровым объемом двигателя. В случае повышения пошлин эта модификация станет даже дороже, чем 2,5-литровая версия
Наиболее очевидным последствием повышения пошлин станет подорожание импортных автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л, которое, по оценкам экспертов, составит от 40 до 60% (с учетом НДС). «Налоги на автомобили в Украине уже сейчас превышают треть от закупочной стоимости, что и так больше среднего в сравнении с мировой практикой,— говорит генеральный директор ДП „АВТО Интернешнл“ (официальный импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина.— С введением пошлин цены на импортируемые автомобили увеличатся еще на 50%, так как дополнительные налоги будут автоматически перекладываться на плечи покупателей». Но вряд ли в таких условиях автоимпортеры будут поставлять свою продукцию в прежних объемах, что и подтверждают опрошенные «Авто» представители компаний.
«Скорее всего мы заморозим все запланированные инвестиции и будем стараться выжить,— предполагает генеральный директор OOO „АВТ Бавария“ (официальный импортер BMW и MINI, дилер Rolls-Royce) Александр Тимофеев.— Поставлять авто с объемом двигателя менее 2,2 л мы будем только под заказ при гарантированной оплате со стороны клиента. Даже учитывая то, что в нашем премиум-сегменте количество автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л является небольшим и непоказательным, объемы продаж упадут приблизительно на 50%. У большинства других импортеров, которые фактически окажутся на грани выживания, потери будут более значительными».
В компании «Субару Украина» после появления информации о планируемом введении новых пошлин задумались над оптимизацией модельного ряда, который поставляется в страну. По словам директора по маркетингу и продажам «Субару Украина» Павла Кузьмина, около половины автомобилей Forester, одного из бестселлеров марки, сегодня продается с 2-литровым двигателем, и в случае введения пошлин эта модификация станет даже дороже 2,5-литровой версии.
«Всем импортерам придется задуматься над модельной линейкой, поставляемой в Украину, и пересматривать планы продаж и развития,— заключает господин Кузьмин.— Автомобили, по которым особенно сильно ударит повышение пошлин, либо перестанут поставляться в Украину, либо будут ввозиться крайне малыми партиями. Но у нас почти все модели, за исключением Impreza, комплектуются 2,5-литровыми моторами, поэтому нововведение на них не отразится».
В свою очередь генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко прогнозирует перераспределение рынка. По его мнению, импортные модели, подпадающие под действие инициированных «Укравтопромом» спецпошлин, в Украину поставляться не будут, а их долю займут продукты локальной сборки, которым вряд ли удастся в полной мере удовлетворить потребительский спрос и заполнить освободившиеся ниши. Другие эксперты также сомневаются в способностях местных автосборщиков быстро освоить сегмент рынка, принадлежащий импорту. После введения спецпошлин скорее последует резкое снижение продаж, чем быстрое повышение спроса на продукцию отечественного производства.
«На украинском авторынке вместо ожидаемого роста произойдет значительное падение,— считает руководитель автомобильного бизнеса „ВиДи Групп“ Артем Ткаченко.— Вряд ли потребители станут дружно покупать шедевры местного автопрома. По всей видимости, собственники автомобилей импортного производства продлят сроки владения своими транспортными средствами, а новые покупатели предпочтут качественные автомобили с пробегом. Кроме того, из-за ответных мер иностранных заводов автосборщики сами могут столкнуться с дефицитом машинокомплектов».
В сложившейся ситуации операторы рынка не исключают возможности подорожания как машин с пробегом, так и собранных в Украине. По мнению Андрея Нестеренко, после серьезного повышения стоимости импортных автомобилей вполне логичным станет рост цен на продукцию украинских автосборщиков, которые не упустят возможности получения дополнительной прибыли.
Автоиндустриализация всей страны
Представители ассоциации «Укравтопром» в свою очередь подчеркивают, что своими действиями отнюдь не пытаются закрыть рынок и лишить потребителя возможности выбора качественного автомобиля. Главной целью, по их словам, является создание предпосылок для развития производства внутри страны. В ассоциации уверены, что пошлины будут стимулировать мировые концерны открывать заводы и налаживать выпуск продукции в Украине, развивая экономику и создавая новые рабочие места.
Пока объемы продаж на отечественном авторынке далеки от пиковых показателей 2008 года. Но автосборщики видят многообещающие перспективы восстановления отрасли на период до 2020 года, исходя из которых зарубежные компании вполне могут заинтересоваться развитием производственных мощностей в Украине. «Вопрос введения пошлин не в состоянии решить все проблемы, препятствующие созданию полноценного автопроизводства в Украине,— скептически настроен Артем Ткаченко.— Только прозрачные правила игры на рынке и подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС могут создать реальные предпосылки для развития производства по примеру восточноевропейских стран — Словакии, Венгрии и других».
В украинских представительствах зарубежных автомобильных концернов пока без особого энтузиазма рассуждают о возможности участия в развитии отечественной автоиндустрии. «Зарубежным концернам будет интересно производство в Украине только тогда, когда в стране сформируется полноценный рынок, когда заработает стабильное законодательство, не будет таких резких изменений размеров пошлин, как на протяжении последних нескольких лет, а потребление автомобилей вырастет до уровня рентабельности производства»,— заявляет Александр Тимофеев. К тому же на пользу развитию производства на территории Украины не идет открытие многими мировыми концернами автосборочных предприятий в России.
«Исходя из регионального разделения и кооперации труда, в соседних странах не открывают одинаковые предприятия,— отмечает Елена Дунина.— Украина уже практически упустила свой шанс, поскольку спрос на автомобили и объемы продаж в России в 15 раз выше, чем на отечественном рынке». В то же время госпожа Дунина не исключает возможности интеграции Украины в международную автомобильную отрасль за счет создания благоприятных инвестиционных условий для производства комплектующих. По ее мнению, этот путь привлечет в Украину полноценные автомобильные технологии вместо существующей практики «прикручивания колес».
Национальный интерес
Наиболее популярные модели иностранной сборки, пошлины на импорт которых в Украину могут повыситься.
Аргументируя необходимость ограничения импорта, украинские автосборщики делают акцент на важности поддержки отечественных производителей, которые создают в стране рабочие места и добавленную стоимость.
«Мы бы могли воспринять протекционистскую позицию государства, если бы отечественные заводы действительно осуществляли полный цикл производства,— выражает мнение импортеров Павел Кузьмин.— Но в Украине практикуется сборка из машинокомплектов, доставленных из других стран. На местных предприятиях низкооплачиваемый персонал собирает по инструкции „конструктор Lego“, а средства при этом вымываются за рубеж — туда, откуда импортируются комплектующие. На этом фоне импорт автомобилей является прозрачным бизнесом, участники которого не пытаются подменять понятия».
Впрочем, отсутствие действенных механизмов сдерживания импорта ведет к увеличению негативного сальдо торгового баланса, что явственно повышает риск девальвации национальной валюты. Но при этом в ВААИД предупреждают, что за введением заградительных спецпошлин могут последовать ответные санкции со стороны ВТО против украинских химиков, металлургов и производителей сельхозпродукции. Так, Елена Дунина считает, что, в случае если лоббистские действия приведут к повышению пошлин, Украина рискует потерять членство в ВТО, плюс под вопросом окажутся усилия по заключению соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом. По словам госпожи Дуниной, представители международных организаций, с которыми ДП «АВТО Интернешнл» сотрудничает в качестве представителя международного инвестора, крайне негативно относятся уже к самому факту возбуждения спецрасследования, противоречащего нормам и правилам ВТО.
«Украина, равно как и другие члены ВТО, может защищать свой рынок и проводить специальные расследования в случае, если импорт ведет к падению национального производства даже на пару процентов. Государства ВТО, заинтересованные в защите своего производителя, активно пользуются этим правом и применяют санкции по отношению к украинским товарам. При этом об исключении кого-либо из ВТО речь не идет», — резюмирует председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» (официальный производитель автомобилей марок VW Group в Украине) Олег Боярин.
Автор: Иван Крегель