Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: Причина задержки кредита МВФ Украине никак не связана с разговорами о нехватке денег МВФ. В данной ситуации, позиция МВФ очень проста. Если Украина будет выполнять требования меморандума, то МВФ будут давать кредиты.
Аналитик инвесткомпании EAVEX Capital Дмитрий Чурин: Мы не рассматриваем такой вероятности. Новая stand-by программа МВФ для Украины в размере $15 млрд. была утверждена правлением фонда, так что ход выделения траншей зависит от результатов её пересмотра с учетом тех действий правительства, которые были согласованы с фондом. По приблизительным расчетам, следующий транш МВФ для Украины составляет менее 1% от средств, в распоряжении МВФ на подобные цели, поэтому говорить о нехватке средств самого фонда, на данном этапе, неуместно.
Аналитик ИГ «АРТ КАПИТАЛ» Олег Иванец: Это нонсенс. Необходимо понимать, какие деньги дает МВФ. Из утвержденного кредита, только половина первого и второго транша пошли правительству на бюджетные нужды, все же остальные ресурсы идут в резервы НБУ. В то же время НБУ свои резервы (значительную часть) размещает в ценные бумаги развитых стран, в первую очередь США и ЕС (так НБУ компенсирует большую часть процентов, которые необходимо платить за кредит МВФ). Таким образом, деньги МВФ, фактически, возвращаются в развитые страны. Такая операция идентична тому, что человек возьмет крупную сумму в банке и положит ее на депозит в другом банке. Финансовое состояние Украины не поменялось, однако свободный доступ к значительным финансовым ресурсам благоприятно сказывается на настроениях инвесторов, особенно в отношении национальной валюты.
Руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко: Скорее всего, причиной отказа МВФ станет невыполнение поставленных требований, в частности, повышение цен на газ и принятие некоторых законов. Украина имеет уже подписанную программу сотрудничества с МВФ, поэтому находится в приоритете по получению необходимых средств. По второй программе сотрудничества с МВФ Украина еще может получить $11,5 млрд. США. Это не является критичной суммой для МВФ.
«МФ»: Когда может наступить ситуация, при которой МВФ будет вынужден отказать в денежном транше Украине?
Александр Охрименко: Во-первых, сам меморандум между Украиной и МВФ предполагает, что с 2013 года Украина должна начинать погашать кредиты МВФ, а не получать новые. Во-вторых, может быть заключен новый меморандум, если условия по действующему не будет выполняться.
Дмитрий Чурин: МВФ выделяет не благотворительные средства, которые можно направить просто на потребление. МВФ даёт деньги под определенные структурные изменения в экономике и реформы, таким образом, если Украина выполняет основную часть условий поставленных фондом при выделении предыдущего транша и готова реализовывать новые рекомендации фонда, то она получает следующий транш. В другом случае, фонд имеет право отказать в выделении очередного транша.
Олег Иванец: Только в ситуации полного коллапса мировой экономики.
Николай Ивченко: Скорее всего, недостаток ресурсов у МВФ может возникнуть в отношении стран, которые захотят получить первичный кредит от МВФ или же обновить программу предыдущего сотрудничества. Более того, это может произойти только в случае дальнейшего ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, что может иметь место только в конце 2011 — начале 2012 года.
«МФ»: Есть ли у Украины преимущество перед другими странами в получении транша?
Александр Охрименко: Для Украины нужны относительно не большие деньги. Если для Греции нужно, как минимум $30-40 млрд., то Украине хватит и $4 млрд. Для Украины важны не сами деньги, а отношение МВФ к Украине.
Дмитрий Чурин: Существующая программа stand-by на $15 млрд. для Украины уже заложена в бюджете МВФ, поэтому получение средств по данной программе не зависит от договоренностей МВФ с другими странами. Но форс-мажоры мы не исключаем, тем более что каждый транш в рамках программы утверждается дополнительно.
Олег Иванец: Никаких преимуществ нет, есть требования фонда по стабилизации госфинансов. Эти требования универсальны для всех стран, хотя и принимают в каждом отдельном случае свою форму. При кредитовании Украины ключевой вопрос — цены на газ и пенсионная реформа — именно так логичнее всего сбалансировать госфинансы. В случае с Грецией или Ирландией — требования другие, но результат в итоге должен быть одинаковым — стабильная государственная финансовая система.
Николай Ивченко: Да, есть. Это связано с уже существующей подписанной второй программой сотрудничества с МВФ. В этом случае стране выделяется приоритет перед странами, которые обращаются первично за кредитом или хотят подписать новую программу сотрудничества.
«МФ»: Может ли Украина надеяться на другие источники соответствующего финансирования кроме МВФ?
Александр Охрименко: Кредиты МВФ самые выгодные в мире. Они самые дешевые, как правило, это ставка ЛИБОР без дополнительных доплат. Кроме, того МВФ, в отличие от других кредиторов, легко идет на пролонгацию кредитов. МВФ это некоммерческая организация и для нее прибыль не главное. Украине может размещать еврооблигации на мировом рынке. Но, ставки по таким еврооблигациям для Украины ниже 7% не возможны. А теперь, после снижения рейтинга S&P, могут быть еще выше. Можно брать кредиты в России, но они еще дороже и их сложно получить. Китай или арабские страны кредита Украине не дадут. Наша страна им просто не интересна из геополитических соображений.
Дмитрий Чурин: На сегодняшний день международные резервы Украины составляют $38,2 млрд., что является достаточным уровнем. По этому, нет оснований просить кого-либо о кредитной помощи. Если говорить про альтернативные источники, то можем вспомнить, как российский ВТБ банк выделил правительству Украины кредит в $2 млрд. на достаточно хороших условиях, который покрыл потребности государства во внешних заимствованиях во второй половине 2010 года.
Олег Иванец: Лучшего кредитора, чем МВФ нам не найти. Россия с радостью предоставит нам свои ресурсы, однако они нам дорого обойдутся в плане политических уступок. МВФ — самый либеральный кредитор, отчасти в силу описанного в первом вопросе.
Николай Ивченко: Конечно, возможен поиск альтернативных вариантов кредита для Украины. В первую очередь, это Китай и другие азиатские страны. Однако таких желающих во время кризиса будет, вероятно, несколько, что приведет к отбору стран, которые могут получить финансирование от Китая. В этом случае, может стать вопрос, что мы можем дать Китаю с экономической или геополитической точки зрения? Ответ на этот вопрос остается туманным. Получение кредита со стороны России еще маловероятно, в связи с ухудшением в последнее время отношений между Москвой и Киевом.
«МФ»: В случае банкротства МВФ, может ли быть создан альтернативный фонд, к примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Александр Охрименко: Банкротство МВФ не возможно. Проблема не в том, что МВФ не хватает денег. Проблема в том, кто эти деньги даст. На сегодня США был и остается главным спонсором МВФ, и он готов дать без особых проблем любое количество денег. Для США это не сложно, достаточно сделать эмиссию долларов. Но ЕС, а особенно Китай хочет, чтобы деньги МВФ взял у них. Тогда вырастет их влияние на руководство МВФ. Не обращайте внимание на разговоры о мощи Китая. Вся мощь Китая и России напрямую зависит от торгового баланса США, как только США уменьшит скупку импорта на мировом рынке, и Китай и Россия будут переживать глобальный кризис, и уже им нужно будет давать деньги.
Олег Иванец: Банкротство МВФ будет означать крах существующей финансовой системы, поэтому предположить, что будет после невозможно. Однако если такое случится, то государства ударятся в противоположную тенденцию, чем та, которая привела к кризису — не будут помогать друг другу, а каждый будет строить относительно замкнутую модель экономики.
Николай Ивченко: Мы не ожидаем банкротства МВФ. В этом нет никакого экономического смысла. Смысл банкротить одну организацию и создавать аналогичную новую? Даже, если будет отчетливо проявляться дефицит ресурсов в МВФ, он, вероятно, будет восполнен новыми вливаниями со стороны стран учредителей МВФ.
Опрос провел: Марк Поллок