При детальном рассмотрении законопроекта, оказалось, что риелтором может быть человек только с высшим образованием не ниже бакалавра. Какое именно образование — не столь важно, будь то медик, учитель или маркетолог. Кроме того, необходима аттестация и прохождение специального обучения.
Эксперт-аналитик Евгений Даниленко пояснил: «Кандидату в риелторы необходимо проходить специальные курсы в тех заведениях, которые определит Риелторская палата. По окончании курсов кандидату нужно будет сдать экзамен, после чего его включат в реестр субъектов риелторской деятельности и выдадут свидетельство о праве занятия риелторской деятельности».
По его словам, это не верно, и слишком утомительно как по количеству затраченного времени на обучение, так и по затратности процедуры.
Но даже если обучившиеся «счастливчики» станут риелторами, всю их деятельность будет регулировать Риелторская палата.
«Не смотря на то, что риелторская палата считается общественной саморегулирующейся организацией, при вступлении данного закона в силу, эта структура автоматически приравнивается к госоргану. Более того, в состав ее высшего органа войдут 10, не менее 4 из них будут представлять госорганы. При этом решения совета риелторской палаты будут правомощными при условии наличия кворума в 3/4 от общего состава и при принятии решения в 2/3», — разъясняет Даниленко.
По его словам, получается, что хоть один из представителей госорганов обязан будет проголосовать. Таким образом, государство вводит некий надзор за риелторской деятельностью через саморегулирующую организацию.
Также аналитики отметили, что самым парадоксальным, пожалуй, можно назвать то, что данным законопроектом предусматривается возможность работы риелтором, не называясь таковым. Т. е. если при ведении посреднического бизнеса на рынке недвижимости употребление самого слова «риелтор» не используется, то можно спокойно заниматься риелторской деятельностью, оформляя свою деятельность, как, скажем, хозяйственную. Но при этом не нужно будет ни обучаться, ни получать сертификаты, ни отчитываться перед риелторской палатой и т. д.
Вице-президент ВГО «Лига экспертов Украины» Светлана Бовсуновская рассказала: «Механизм смешанного регулирования, касающийся участия государственных чиновников деятельности общественных организаций, и плюс механизм саморегулирования в отсутствие законодательной базы по саморегулированию у нас в Украине, который поставлен в планы на 2012 год, противоречит ст. 4 Закона о борьбе с коррупцией, где четко указано, что чиновники не имеют права участвовать в приоритетной работе с хоз. субьектами».
По её словам, данный законопроект не соответствует статусу закона. В документе есть масса несоответствий законам Украины и, более того, данный проект создает все условия для коррупции. Бовсуновская считает, что пояснительная записка полностью не соответствует нормам, выложенным в данном законопроекте.
Совершенно другого мнения придерживается председатель правления союза консультантов по недвижимости Виктор Несин, который участвовал в разработке данного законопроекта.
"Нет никаких секретов. При работе над концепцией законопроекта, приглашали всех. В 2009 году инициативная группа обратились к народному депутату Игорю Просолову с концепцией урегулирования рынка недвижимости. Работа длилась очень долго.
Первый раз, когда законопроект был подан на рассмотрение в Верховную Раду, фракция коммунистов не проголосовала и законопроект был отправлен на доработку. В 2011г. 21 июля мы снова обратились к депутату с той же концепцией, но улучшенной и доработанной. Ни о какой монополизации и коррупции речи быть не может", — уточнил Несин.