Эксперты отметили, что согласно официальному прейскуранту «Укртатнафты» от 12 сентября 2011 г., стоимость авиатоплива марки ТС-1 составляет 14300 грн/т, что без учета НДС, акцизного сбора и экологического налога составляет 11690 грн/т, или 1461 доллар/т.
В то же время, согласно котировкам агентства Platts, средняя цена авиатоплива марки Jet-A1 в портах Северо-Западной Европы в первой декаде сентября составляла 1024 доллар/т. Это практически в полтора раза дешевле, чем в Кременчуге.
«Анонсированное одним из крупнейших производителей авиатоплива повышение цен в октябре является трудно объяснимым с точки зрения мировой конъюнктуры. О каком повышении можно говорить, если Украина и так удерживает печальное лидерство по ценам на авиатопливо среди аэропортов Европы», — отметил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По словам эксперта, на завышенный уровень цен на авиакеросин указывает и тот факт, что дизельное топливо у нефтеперерабатывающих компаний стоит существенно дешевле самолетного топлива, хотя себестоимость производства данных нефтепродуктов фактически одинакова. Так, согласно официальному прайс-листу «Укртатнафты», сегодня заводская цена на ДТ составляет 10450 грн/т, или около 1025 доллар/т, без налогов. Это фактически равно среднему показателю стоимости ДТ на Северо-Западе Европы в первой декаде сентября — 990 доллар/т.
«В разгар очередного кризиса на рынке авиатоплива в начале 2007 г. украинские НПЗ предлагали формульно привязать стоимость авиакеросина к стоимости дизтоплива как более прозрачной и близкой рынку котировке. При этом тогда дизтопливо стоило несколько дороже авиакеросина», — подчеркнул Куюн.
По мнению экспертов, проблемы на рынке авиатоплива в первую очередь обусловлены его монополизацией нефтеперерабатывающими компаниями: более 90% этого рынка делят между собой две компании — группа компаний ТНК-ВР в Украине и подконтрольная группе «Приват» «Укртатнафта».
«В августе Украина стала европейским рекордсменом по ценам на сжиженный газ, в сентябре настала очередь удивить Европу ценой авиакеросина. Это происходит на рынках, где нет конкуренции, и где доминируют украинские производители, которые при этом не стесняются просить правительство защитить их от соперничества с зарубежными конкурентами на рынках бензина и дизтоплива. Чтобы список ценовых антирекордов не увеличивался, правительству необходимо всячески способствовать развитию конкуренции и либерализации по европейскому принципу стратегического рынка энергоносителей», — считает Куюн.