Импорт у ворот

Традиционно максимальные объемы алкогольной продукции завозятся в Украину из стран СНГ. Этому в значительной степени способствует режим свободной торговли, который действует между Украиной и такими традиционно «винными»странами, как Молдова и Грузия. Однако, несмотря на широкую представленность продукции из этих стран, она не смогла существенно потеснить украинских производителей. Нарастить долю рынка не помогла даже небывалая маркетинговая активность и затраты на продвижение, на которые пошли производители коньяка и вина из Грузии, стремясь нарастить поставки в Украину чтобы компенсировать потери после закрытия для них российского рынка. Основная причина фиаско — высокая цена импортного продукта, а также сильные позиции местных игроков.

Тем не менее 2011 года отечественные игроки алкогольного рынка ожидали с опаской — именно в этом году на рынке мог произойти существенный прорыв импортной продукции. С 1 января 2011 года в рамках принятых на себя обязательств при вступлении в ВТО Украина обнулила импортные пошлины на спирт (за 1 л 100%-ного спирта действовала пошлина 10%), вермуты, виноградные вина с добавлением растительных экстрактов (1 евро за 1л), коньяк, ликеры и наливки (3,5 евро за 1 л 100%-ного спирта). Это было второе —наиболее глобальное — снижение ввозных пошлин с 2008 года, когда ставки пошлин на алкогольные напитки и спирт были снижены наполовину.

Хотя обнуление не коснулось виноградных вин, сам факт расширения присутствия в Украине импортной алкогольной продукции ущемлял и их интересы. Вместе с тем за почти полгода, прошедшие с момента изменения налоговой нагрузки, существенных изменений объемы импорта не претерпели. Эксперты поясняют это тем, что импортеры лишь зондируют рынок, определяя наиболее перспективные для поставок позиции, и сама экспансия еще впереди.

 Если негативные прогнозы по росту импорта пока не сбылись, то показатели внутреннего производства вина вызывают беспокойство. С самого начала 2011 года статистика демонстрирует его резкий спад. При стабильном потреблении объемы выпуска украинского продукта стали резко падать. В апреле 2011 года по сравнению с апрелем 2010-го производство виноградного вина уменьшилось на 43,8%, или на 1,24 млн долларов. В мае падение было еще более существенным — выпуск виноградного вина сократился на 51,5%, или на 1,44 млн долларов, по сравнению с маем 2010 года. Общее же падение объемов производства в 2011 году составило почти 40%. В январе-мае 2011-го по сравнению с январем-маем 2010 года производство виноградного вина уменьшилось на 39,9%, или на 4,42 млн долларов — до 6,66 млн долларов. В то же время в прошлом году рынок вина показал уверенный рост — в 2010-м по сравнению с 2009 годом производство виноградного вина увеличилось на 27%, или на 6,19 млн долларов, и составило 2,91 млн долларов.

Наряду с объективными факторами, которые могут объяснить такое существенное падение объемов производства (снижение объемов сырья, рост себестоимости, низкая покупательная способность), эксперты не исключают, что такое сокращение сформировалось в результате сравнения с успешными результатами работы отрасли в 2009 году, которые могут оказаться завышенными. «Возможно, это падение на бумаге — следствие несколько раздутых данных предыдущих периодов. Были приписки, сейчас их пытаются выровнять, — говорит Владмир Демчак. — Поэтому нынешние цифры — это не падение, это более-менее адекватное отражение ситуации на рынке». По мнению одного из участников рынка, прошлогодние статпоказатели оказались выше реальных вследствие попытки скрыть неучтенные продажи/перепродажи этилового спирта.

Европа ждет

Опосредованно на то, что украинские виноделы пока не рассматриваются как полноценные конкуренты в европейских странах, указывает то, что в рамках переговоров о зоне свободной торговли европейская сторона выразила готовность предоставить безоговорочный доступ на свой рынок украинской алкогольной продукции. Напомним, что в отношении украинских товаров, имеющих потенциал на европейском рынке, ЕС придерживается прямо противоположной позиции — ограничивает ввоз путем установления квот или вообще изымая их из режима свободной торговли. Так произошло, например, с продукцией кондитерской отрасли, некоторыми сельхозтоварами, мясом. «С вином таких ограничений нет, — отмечает Владимир Демчак. — Дискуссии возникали только в вопросе правомочности использования географических названий».

Именно этой «недальновидностью» европейцев могут воспользоваться украинские производители. Многие из них уже начали продвижение своей продукции за границу. «Наше вино присутствует в магазине рядом с Harrods [один из самых известных магазинов мира], продается в ресторанах Бордо — одной из столиц французского виноделия, — рассказывает Иван Плачков, совладелец завода «Колонист» (ТМ«Колонист»). — Наши вина были представлены на конференции института Адама Смита».

По словам Плачкова, компания не тратит больших средств на прямую рекламу, однако «Колонист» является одним из инициаторов и спонсором проведения в Киеве фестиваля вина Wine Fest Ukraine. Одна из целей фестиваля — формирование имиджа Украины как страны с богатыми традициями виноделия. «Нам нужно нарабатывать репутацию — если мы хотим продавать наши вина при одинаковом качестве в одной ценовой категории с итальянскими и французскими винами, — подчеркивает Владимир Демчак. — Но для этого у потребителя должна быть возможность сравнить — то есть украинские вина должны стоять на полках рядом с итальянскими и французскими».

Производство алкогольных напитков (водка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство алкогольных напитков (вино)