Как толковать действия S&P по снижению суверенного рейтинга США? Скажу вам, что меня очень удивило то, что это произошло в эти выходные. Я ожидал, что S&P даст Америке времени хотя бы до ноября, чтобы разобраться с делами. Судя по новостям, похоже, что Белый Дом и Минфин были также захвачены врасплох. Некоторые соображения по этому поводу:
Реакция рынков:
Очень вероятно, что мы увидим кое-что интересное на рынках в воскресение вечером, по мере того как эти новости будут переварены. Но я все-таки скажу, что когда пыль уляжется, то снижение рейтингов не будет иметь большого значения, — по крайней мере, первоначально.
Похоже, что у США будет смешанный рейтинг, — эквивалент ААА от Fitch/Moody’s и AA+ от S&P. Если бы это были высококачественные корпоративные облигации, то смешанный рейтинг никак бы не повлиял на то, как они торгуются. Я сомневаюсь, что действия S&P повлекут за собой какие-то долгосрочные последствия.
Выбор момента для снижения рейтинга:
О чем думали S&P, когда они все это опубликовали 5-го августа? У них что вообще нет чувства времени? Мы только что пережили наиболее турбулентную неделю на рынках за последние три года. Понижение может сильно расстроить глобальные рынки. Хотя я не думаю, что это произойдет, но риск временных потрясений все-таки остается.
Хотя я не виню агентство за понижение, — ведь они сказали, что так и поступят еще 18 апреля, но, тем не менее, совершили большую ошибку, сделав публичное заявление в прошлую пятницу. За это я дал бы S&P рейтинг в одно D.
Почему они на это пошли:
«Мы понизили долгосрочный кредитный рейтинг американского долга, так как считаем, что затянувшиеся дебаты по поводу повышения размера долгового потолка и общей бюджетной ситуации демонстрируют, что дальнейший краткосрочный прогресс в деле сокращения государственных расходов менее вероятен, чем ранее предполагалось, этот процесс и далее останется спорным и прерывистым».
Я это толкую это как обвинение политикам. И это совершенно правильно. Я надеюсь, что публика это также истолкует. Идиоты в Вашингтоне это натворили. Они не могли достичь компромисса, когда Нация этого от них потребовала. «Принимающие решения» нас подвели. Экономика заплатит за то, что произошло. Я действительно надеюсь, что хотя бы некоторые из тех, кто принимал такие решения, за это заплатят. Я думаю, что так оно и будет.
Политические последствия:
Все большие ребята в Вашингтоне как следует сегодня испачкались. Но больше всех испачкался Тим Гайнтнер (Tim Geithner). Он сказал, что снижения рейтинга не произойдет. А оно произошло. Я думаю, что в результате ему придется уйти. Его заявление об «уходе в отставку» прозвучит до первого сентября.
Реакция Феда:
В пятницу вечером Фед среагировал на снижение рейтинга в стиле «а нам все равно». Изменений в правилах оценки качества кредитного обеспечения не будет. Не будет их и в расчетах правил достаточности капитала для финансовых институтов.
Не трудно было прогнозировать, что Фед займет такую позицию. Что им еще оставалось кроме как игнорировать снижение? Ключевой вопрос в том, как иностранные ЦБ теперь будут смотреть на американские бумаги в качестве обеспечения. Изменит ли кто-нибудь из них оценку качества американских бумаг? Я сомневаюсь в этом. Но если я ошибаюсь и мы увидим как Банк Канады, Англии и Европейский центральный банк как-то изменяют оценку качества американских бумаг, то начнется буря. Вот поэтому-то они ничего такого не сделают.
Реакция Китая и России:
Китайцы уже снизили американский рейтинг. У них не высокое мнение о нашей бумаге. Россия также владеет большим пакетом. Я ожидаю, что в ближайшие месяцы мы увидим, как эта двойка сокращает их объемы. Я не ожидаю огромных газетных заголовков типа «Китай будет продавать». Этого не произойдет. Важно будут ли они покупать еще? Сомневаюсь.
Русские, должно быть, прыгают от радости. По мере развития ситуации мы ясно увидим кто нам друзья, а кто — нет. По этому вопросу, эти двое нам не друзья. Но у них нашей бумаги на 1,5 трлн долларов.
Последствия для других структур:
S&P перечисляет организации, имеющие отношение к американскому правительству, чьи рейтинги также были понижены. Fannie, Freddie и Ginnie Mae (государственные организации, предоставляющие ликвидность для рынков ипотечных и образовательных кредитов) также потерпели понижение. Все вместе это 6 трлн долларов бумаги.
S&P заявило, что снижение суверенных рейтингов никак не повлияло на корпоративные рейтинги. А вот штаты и муниципалитеты — это совсем другая история. Глупо думать, что у города Сиракузы — рейтинг ААА, а федеральное правительство менее надежный заемщик. Без сомнения нас ждут снижение рейтингов муниципальных облигаций. Это должно было произойти много лет назад.
Влияние на политику Феда
Если бы я был рейтинговым агентством, то смотрел на политику правительства в целом в процессе определения рейтинга. Очевидно, что у федерального правительства слишком большие долги иS&P сказало: «Достаточно». Рейтинговые агентства хотят увидеть более разумные и жизнеспособные меры из Вашингтона. Они не желают видеть простое откладывание решения проблем на завтра.
Нет большего «откладывателя на завтра» чем Федеральный резерв. Они срезали процентные ставки до нуля. Отчаянные меры, ведущие к огромным искажениям на основных финансовых рынках. Они купили облигаций на триллионы дол л аров. Они помогли росту американской задолженности. Они являются частью проблемы, когда речь заходит о долгосрочной бюджетной жизнеспособности.
Если Фед объявит о начале третьего раунда количественного смягчения, я ожидаю, что рейтинговые агентства отреагируют на это негативно. Дополнительное КС = Дополнительные снижения рейтингов. Надеюсь, что до Бернанке и его приспешников это дойдет. У них руки сегодня связаны в очень многих местах. Они идут по краю по вопросу инфляционных таргетов. Они знают, что политика нулевых процентных ставок оказалась провалом. Они понимают, что у КС в лучшем случае есть только очень ограниченные преимущества. Они также понимают и признают, что дополнительные раунды КС дают больше риска, чем преимуществ.
Очень бы помогло, если бы агентство выразило бы мнение по этим ключевым вопросам. У S&P хватило смелости бросить вызов всей законодательной ветви власти. Но у них не хватило духа бросить перчатку Феду. Интересно.
О социальных расходах:
У нас осталось лишь несколько месяцев до следующего взрыва. Агентство дало США негативные ожидания. Это значит, что произойдут дальнейшие снижения, если американские бюджетные проблемы не будут решены.
Друзья, это невозможно без значительных урезаний программ по пенсионному и медицинскому страхованию.
Так что в следующие несколько месяцев, когда лидеры Конгресса говорят, что сокращений в этих мега программах не будет, немедленно занимайте короткие позиции на фондовый рынок. Если Обама будет упорствовать и говорить «Мы не сократим пенсионные программы», то индекс Доу упадет на 500 пунктов.
Это будет тяжелейший процесс. Но теперь от этого зависит судьба нации. Либо эти программы испытают значительное сокращение, либо все то, что мы любим и знаем об этой стране, будет ввергнуто в двадцатилетний коллапс.
Инсайдеры узнали об этом первыми
Эта статья/график из FTAlphahville показывает, что вчера долгосрочные процентные ставки испытали один из крупнейших периодов роста за многие годы. Как такое могло произойти? Все просто. Информация о том, что агентство сделает объявление после закрытия рынков, была донесена до избранных. Об этом узнали многие на Уолл-стрит. Что это за система такая?
По поводу «облигационных стражей»
Пол Кругман (Paul Krugman) и иже с ним стучали кулаком по столу, указывали на рынок облигаций и говорили: «Видите! Ставки низкие! Мы должны эмитировать еще больше долгов, а не меньше! Мы должны тратить больше, а не меньше!»
За последний месяц он говорил об этом несколько раз. Он говорит, что на рынке облигаций нет «стражей». А все-таки они есть. Они не те крутые ребята, которые зарабатывают на жизнь торговлей облигациями. Это люди в белых рубашках из агентства S&P.
Осознайте это, Кругманы мира сего. Кейнсианская экономическая школа достигла своего лимита. Вы не сможете решить эту проблему с помощью трат. Дверь закрылась.
Если в действиях агентства и есть что-то позитивное, то это то, что экономисты на обоих побережьях США (но не в Чикаго) получили снижение рейтинга. Идея о том, что Долг = Рост теперь мертва.