Два этапа за три месяца
Стандартная схема отработки проблемных портфелей в коллекторских компаниях рассчитана на 90 дней. Она включает в себя три этапа: soft-collection — письменное уведомление о факте задолженности и необходимости ее погашения, звонки, SMS-сообщения, hard-collection — личные визиты к должнику и legal-collection — принудительное взыскание задолженности через суды.
До третьего, последнего этапа, коллекторы доходить не стремятся. «Legal-collection, привлечение в работу юристов, задействуется в основном при отработке коллекторами собственных портфелей, так как банки неохотно передают им дела для работы в судах», — поясняет Ильчук.
Эффективные методы
Проблемные портфели, как правило, содержат однородную группу должников, например, заемщики по потребительским кредитам со сроком просрочки в 180 дней и больше.
На ранних стадиях просроченной задолженности, по оценке экспертов, наиболее эффективными методами являются письма, звонки и SMS — стандартный инструментарий контактного центра. «Есть должники, которые начинают платить уже после первого звонка, и операторы контактного центра работают с ними в режиме напоминания при отсутствии очередного платежа», — говорит эксперт.
По словам гендиректора коллекторского агентства Verdict Александра Кабака, необходимо от 3 до 5 звонков кэш-заемщику, чтобы тот погасил задолженность.
К должникам с просрочкой более двух лет коллекторы обязательно приедут домой и/или на работу. «Взыскание долгов с длительной просрочкой требует от коллекторов большей настойчивости — в среднем это от 5 до 8 звонков, а также 1-2 личные встречи», — говорит эксперт.
Работать коллекторам есть с чем. По оценкам Ассоциации коллекторского бизнеса Украины, в 2011 году портфель, обслуживаемый на условиях комиссии, составит 6-8 млрд грн, а на условиях продажи коллекторским компаниям — до 5 млрд грн.