«Укрзалізниці» может понадобиться 28 млрд гривен на новые локомотивы
Объявленный администрацией железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» тендер на закупку партии локомотивов может сопровождаться созданием лизинговой компании и получением ссуды в нескольких банках. Об этом сообщили эксперты инвестиционного рынка, комментируя намерение монополиста обновить свой парк в течение пяти лет, сообщает источник.
На прошлой неделе «Укрзалізниця» подписала меморандум с предприятиями «Лугансктепловоз» и «Электровозостроитель» (Грузия) на создание и поставку 292 и 141 электровоза соответственно.
В минувшую пятницу «Укрзалізниця» объявила, что открывает тендер на приобретение локомотивов в течение 2012-2016 гг. Желаемое количество локомотивов в тендерной документации не указывается. Однако гендиректор «Укрзалізниці» Владимир Козак заявлял о необходимости покупки 500 новых электровозов в течение пяти лет.
Эксперты рынка оценивают общий бюджет возможных закупок примерно в 28 млрд.грн. Для финансирования такого проекта «Укрзалізниця», по их мнению, должна будет привлечь несколько банков.
«Луганскотепловоз» является частью российского «Трансмашхолдинга». Если кредитовать будут российские банки, то, теоретически, может возникнуть ситуация контроля над отечественными грузоперевозками российской стороной, — отметил Александр Куксин, руководитель проектов аудиторской компании Kreston GCG.
«Однако при кредитовании проекта банком, не входящим в группу „Трансмашхолдинг“, для российской стороны, скорей всего, будут стоять, в первую очередь, личные вопросы, а не тотальный контроль над грузоперевозками. С инвестиционной точки зрения, риски этого проекта в большой степени покрываются востребованностью услуг украинской железной дороги. Конечно, если проект будет финансироваться ЕБРР, то рискованность бизнес-модели будет минимизирована. В противном случае ЕБРР попросту не даст финансирование», — сказал эксперт.
«Нормальным решением было бы провести диверсификацию инвестиционных источников», — считает Игорь Лавриненко, руководитель аналитического департамента «Реформаторского клуба». «Пока неизвестно, на каких условиях все это будет финансироваться. Я думаю, что неплохо было бы использовать какую-то действующую лизинговую кампанию или создать под этот проект специальную компанию. Тогда банки профинансируют лизинговую компанию, которая закупит локомотивы и передаст „Укрзалізниці“ в лизинг. Это уменьшит финансовые риски для „Укрзалізниці“ и бюджета государства», — говорит Лавриненко.
По мнению экономиста Виктора Лисицкого, банки сейчас утратили вкус к долгосрочным проектам, и потому для них самым важным является фактор сроков возврата средств. «Я думаю, что кредиты на такие проекты должны быть максимально пролонгированы. Это позволит вернуть деньги за счет прибыли от эксплуатации новой техники. Среди банков, которые могли бы это финансировать, должны быть и украинские, и российские, и европейские. Если проект будет реализован, это будет хороший опыт для украинской экономики. А для уменьшения инвестиционных рисков и привлечения средств необходим высоколиквидный залог. Например, государственные ценные бумаги», — отметил эксперт.