Это тот бонус, который Миллер официально предлагал Украине, безусловно, согласовав с Путиным. По моему мнению, Россия готова к более мягким формам партнерства. Я считаю, что можно было бы вернуться к идее консорциума Россия — Украина — Германия», — сказал эксперт.
Кроме того, Симонов считает, что в случае участия «Газпрома» в управлении ГТС Россия откажется от планов по строительству газопровода в обход Украины — «Южного потока».
«Моя точка зрения несколько расходится с точкой зрения Путина. По версии Путина, «Южный поток» мы построим в любом случае. Я вообще считаю, что если Россия договорится с Украиной касательно ГТС, логично было бы поставить вопрос — зачем в этой ситуации нужен «Южный поток»? При небольших инвестициях мы сможем 170-180 млрд. куб. м прокачивать через Украину. Плюс есть Беларусь, плюс две нитки «Северного потока». Все объемы мы покрываем», — сказал собеседник «Дела».
При этом эксперт исключил возможность в ближней и средней перспективе увеличения пропускной мощности украинской «трубы».
«Не думаю, что речь пойдет об увеличении мощностей ГТС. Чтобы объемы превысили мощности «Северного потока», Беларуси и Украины – это уж слишком оптимистический сценарий. Не будем забегать вперед – сейчас надо решить вопрос с ГТС», — отметил Симонов.
Россия примет участие в модернизации украинской ГТС только в качестве ее совладельца — эксперт
Россия готова поучаствовать в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), но только при условии, что «Газпром» станет ее совладельцем.
Такое мнение в беседе с корреспондентом газеты «Дело» высказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Константин Симонов.
«Условия участия России в модернизации украинской ГТС вполне понятны. Это участие в управлении ГТС Украины в качестве совладельца или в какой-либо другой форме. Совершенно ясно, что без получения доступа к управлению ГТС, то есть, без понимания того, что Россия сможет в том или ином виде участвовать в определении будущего ГТС, соответственно минимизировав свои политические риски, без этого никакого участия в модернизации ГТС со стороны России или конкретно «Газпрома» не будет», — объяснил российский эксперт.
При этом Симонов отметил, что для этого необязательно слияние «Нафтогаза» с «Газпромом».
«Другое дело — насколько обязательным является слияние «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», о чем Путин в мае прошлого года сказал. Если мы посмотрим на официальную позицию Путина и «Газпрома», то сегодня эта позиция выглядит так – «Нафтогаз» должен объединиться с «Газпромом», после чего можно ставить вопрос об инвестициях в ГТС Украины и о снижении цен на газ для Украины. Миллер неоднократно говорил, что и население, и промышленные предприятия получат газ по внутрироссийским ценам при объединении «Газпрома» и «Нафтогаза». В 2010 году средняя цена реализации «Газпрома» в России составляла 2345 рублей за 1 тыс. куб. м газа – около 85 долларов.