В третьем квартале 2009 года у БМР было чуть менее 120 тонн. Это были компоненты валютно-золотых свопов. Имена контрагентов в них участвовавших остаются неизвестными. Вполне возможно, что это могут быть почти все «официальные» золотые запасы Греции, Португалии и Испании.
Какова ситуация с греческими 111 тоннами золота?
Признаемся, что привязка золотых запасов трех слабейших членов Еврозоны к БМР это не более чем наше предположение.
В первом квартале 2010 года отчетность БМР показала скачок в размерах приобретенных им золотых резервов. За четыре года до этого Португалия и Испания продавали золота через Золотое соглашение центральных банков на открытом рынке. Таким образом, мы не связываем продажи в рамках этого соглашения с транзакциями БМР.
БМР приобрел это золото в рамках ряда валютно-золотых транзакций, детали которых остаются закрытыми. Но как раз в этот момент кризис в Еврозоне показал свою отвратительную личину. До принятия каких-либо планов спасения, в момент, когда соответствующие ЦБ начали впервые обсуждать проблему, казалось разумным прийти к соглашению о предоставлении обеспечения с использованием актива последнего убежища, то есть золота, чтобы обезопасить свое золото от угроз, связанных с будущими пакетами помощи.
Хотя своповая договоренность не является продажей или отчуждением золота, она позволяет БМР зарегистрировать ее как приобретение. Одновременно ЦБ, являющиеся контрагентами сделки, не обязаны фиксировать ее как отчуждение, создавая большую непрозрачность.
Отсюда вопрос, «Какова ситуация с греческими 111 тоннами золота?»
Мы не понимаем, как пакет помощи Греции, включающий распродажу государственных активов, может не упоминать золото, стоящее около 5,5 млрд долларов по сегодняшним ценам. Мы не сомневаемся в том, что Греция сделает все возможное, чтобы сохранить в собственности бабушкины бриллианты как можно дольше, тогда как кредиторы также будут стараться наложить руки на золото. Если появятся новости о том, что золото все-таки было передано кому-то в прошлом году в рамках никчемного свопа, то начнется скандал и некоторые члены правительства потеряют свои места в парламенте. Это будет очень чувствительная ситуация. Возможно, поэтому никто ничего еще об этом не упоминал?
Сколько стоит греческое золото?
В современной ситуации греческие 111 тонн золота обладают значительно большей ценностью в качестве международного обеспечения для нации-банкрота, чем 5,5 млрд долларов. Это средство обеспечения импортных поставок, когда закончились деньги для их оплаты. Речь может идти о предметах первой необходимости. Деньги стоят куда больше, когда их у вас нет, чем наоборот! И греческое золото будет приниматься в качестве средства платежа в любом месте и в любое время. Если его уже нет, то в Афинах это окажется более серьёзной материей, чем просто неудачная шутка.
Именно по этой причине золото в качестве резервного актива кажется недооценённым. ЦБ и владеют золотом именно для таких ситуаций.
Когда весь мир сталкивается с подобными кризисами, как, например, войной, валютная цена на золото не является основой, на которой оно используется. Его эмоциональная ценность в таких случаях гораздо выше для любой заключаемой сделки. В такие времена золото может обеспечить гораздо больше товаров, чем предполагает его цена из-за сомнительной ценности, которой национальная валют а будет обладать на международном рынке. Когда золото привязано к этим валютам, желтый металл имеет значительно большую ценность из-за поддержки, которую он им дает. И именно поэтому вопрос о золоте Греции настолько актуален.
Если такой кризис случается в изоляции, то будет использоваться долларовая или евро цена на металл, так как в остальном мире сохраняется относительная стабильность. Соответственно Греция может и не получить больше 5,5 млрд долларов за свое золото. Но если валютно-золотой своп БМР был привязан к достаточному размеру помощи, то его ценность значительно превзошла бы его цену.
Именно поэтому рост цен на золото еще далек от завершения. Путь, по которому сейчас идут развитые страны, ведет к потенциальной буре, когда использование золота в качестве предпочтительного залога принесет стране гораздо больше его рыночной стоимости. Именно поэтому центральные банки прилагают все усилия для покупки нового золота и не выпускают из рук металл уже находящийся в собственности.