В Пекине рассчитывают на то, что раздел Судана не отразится на этом стратегическом партнерстве. Китай надеется на «установление долгосрочных, дружественных и стабильных отношений сотрудничества с Южным Суданом на благо обоих народов», — говорится в приветствии Ху Цзиньтао.

Что особенно интересно, развивая «дружественные и стабильные отношения» с Южным Суданом, Пекин не намерен менять характер своих тесных связей с властями северян. Китайцы остаются одними из главных политических союзников режима Хартума и главным поставщиком оружия для его армии (еще недавно уничтожавшей мирных жителей Южного Судана). Как выразился один из высокопоставленных китайских дипломатов, КНР — «друг народов и Северного, Южного Судана».

Власти Южного Судана обещают выполнение всех ранее заключенных нефтяных контрактов. Ведающий нефтедобычей страны Аркангело Окванг (Arkangelo Okwang) сообщил агентству Reuters: многие крупные компании заинтересованы в доступе к месторождениям и взамен готовы кредитовать новое государство. О создании первого такого СП стало известно в минувшую среду. Государственная нефтяная компания Южного Судана, Nilepet, объявила о создании совместного предприятия с Glencore.
Предполагается, что первые поставки нефти СП, на 51% контролируемое африканцами и на 49% — Glencore, начнет в августе.

Кроме китайцев, нефть у Судана в значительно меньших объемах покупают малазийская Petroliam Nasional, а также индийская компания Oil & Natural Gas Corp.

Грузовик «Урал» и автомат Калашникова — символ дружбы с Россией

Впрочем, по части поставок оружия враждующим сторонам в Судане Китай не одинок. Россия поставляла Хартуму тяжелую военную технику, включая военные самолеты, а ополченцам на Юге — стрелковое оружие.

«Многие южносуданские руководители проходили подготовку у советских инструкторов в Эфиопии, в других африканских странах. Грузовик «Урал» и автомат Калашникова прочно ассоциируются у жителей Юга Судана с нашей страной», — напомнил РИА «Новости» спецпредставитель президента РФ по Африке, глава комитета по международным отношениям в Совете Федерации Михаил Маргелов. Военные навыки и автоматы южанам еще понадобятся, и не только из-за возможных столкновений с соседями с севера. В самом Южном Судане боевые действия с правительством ведут семь вооруженных группировок, обвиняющих власти страны в коррупции и авторитарном стиле правления.

Что до будущего отношений России и Южного Судана, то они, по словам Маргелова, лежат в экономической плоскости: «Практически страну надо строить с нуля, поэтому нам нужно не упустить возможность и войти в экономику Южного Судана как можно скорее и с серьезными намерениями». В будущем РФ планирует открыть посольство в Южном Судане, пока же представлять российские интересы в Джубе будет российский посол в Уганде.

Новое государство из всех атрибутов независимости пока успело обзавестись красочным флагом. В минувший понедельник представитель властей Южного Судана пообещал решить вопрос и с новой валютой. Уже объявлено, что июльскую зарплату чиновники нового субъекта международного права получат в новых суверенных дензнаках.