Проанализировав их, мы выяснили — ГАИ существенно расширили права и теперь гаишники получили больше возможностей, чем было предусмотрено прежней редакцией ст. 11 закона О милиции.
В перечне поводов журналисты не нашли требование об остановке транспортного средства при отсутствии у него под лобовым стеклом страхового стикера. То есть гаишники не вправе мотивировать остановку автомобиля исключительно проверкой полиса автогражданки.
Вместе с тем, в ходе проведения целевых мероприятий (операций, отработок и оперативных планов) работники ГАИ имеют право остановить машину для проверки у водителя документов на автомобиль и на право управления (в данном случае они имеют право проверить только три документа: права, техпаспорт и автогражданку), причем передавать документы водитель не обязан.
Но повторимся — просто проверка документов может осуществляться не во всех случаях, а только при проведении ГАИ целевых мероприятий.
В законе также нет пункта о том, что гаишники могут остановить автомобилиста, если характер движения машины вызывает подозрения в способности водителя управлять ТС (как в недавнем случае на Черкащине).
Поводы для остановки автомобиля работниками ГАИ:
- нарушение ПДД;
- отсутствие номерного знака на ТС или наличие номерного знака, не отвечающего установленным требованиям, закрепленный в неустановленном месте, закрытый другими предметами или загрязненный, что не позволяет четко определить символы номера на расстоянии 20 м,
- признаков, свидетельствующих о технической неисправности ТС;
- наличия данных, свидетельствующих о причастности ТС, его водителя, пассажиров или груза к созданию ДТП, преступления или админнарушения;
- пребывание ТС в розыске;
- наличие данных о использовании ТС с противоправной целью;
- необходимость опроса водителей или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или админнарушения, свидетелями которого они являются или могли являться;
- необходимость привлечения водителя ТС для предоставления помощи другим участникам движения или работникам милиции или как свидетеля при оформлении админпротоколов или материалов ДТП;
- проведение целевых мероприятий (операций, отработок, оперативных планов) для проверки документов на право использования и управления ТС и документов на саму машину;
- выполнение решений об ограничении или запрещение движения, принятых уполномоченными на это госорганами;
- если способ закрепления груза на ТС создает опасность для других участников движения;
- нарушение определенного порядка установки и использования на ТС спецсигналов.
Напомним, 8 июля Янукович подписал закон об отмене техосмотра. МВД, тем временем, закупило для ГАИ микроавтобусы с оборудованием для проверки машин прямо на дороге.