Других же участников рынка больше беспокоит недостаточно подробная выписанность законопроекта, что может, по их мнению, создать возможности для ситуативного толкования его положений.
«Принятый закон — сырой,— считает Игорь Чернявский, финансовый директор столичной сети АЗС КЛО.— Процедура маркировки законодательно не прописана, и вопросов на сегодня больше, чем ответов,— а значит, и возможностей для манипуляций».
В частности, нефтетрейдеров интересуют нюансы, которые в принятом законопроекте не отражены, а именно — одинаковые ли красители должны использоваться разными компаниями, что будет происходить при смешении топлива одного вида, но купленного у разных компаний, и, соответственно, разных цветов, и т.д.
В пресс-службе «ТНК-ВР Коммерс» также отметили такие важные вопросы, как места маркировки, порядок регистрации производителей и импортеров подакцизных нефтепродуктов, виды маркеров и уровень их концентрации, инструкции по их добавлению, так как эти процедуры еще только предстоит урегулировать в рамках отдельных документов.
«Мы рассчитываем, что в процессе подготовки этих документов будут проведены консультации с участниками рынка, учтены технологические особенности предприятий и приняты меры для того, чтобы схема маркировки нефтепродуктов была максимально прозрачной»,— сообщили в пресс-службе «ТНК-ВР Коммерс».
Хотя из текста пояснительной записки следует, что с самыми важными заинтересованными сторонами механизмы закона согласованы. В частности, говорится в тексте документа,— «механизм акцизной маркировки нефтепродуктов поддержан Министерством топлива и энергетики Украины, Министерством финансов Украины и Государственной налоговой службой».
Не исключено, что данное нововведение станет еще одним испытанием для работы многих участников рынка, которые видят в его принятии определенную подоплеку, которая обойдется налогоплательщикам и потребителям в копеечку.
«Мы оцениваем эту инициативу как лоббистский проект: кому-то выгодно реализовать красители и заработать на этом,— говорит Игорь Чернявский.— Кроме этого, закон попросту создает дополнительную нагрузку на потребителя. Все сети будут вынуждены закладывать цену маркера в стоимость топлива. Я сомневаюсь, что потребитель хочет платить дополнительно 3-5 копеек на литре за то, чтобы топливо было красного или зеленого цвета».
Кроме того, органам Государственной налоговой службы понадобится как минимум 100 млн грн на осуществление контроля за маркированными подакцизными нефтепродуктами и создание действенной системы контроля за оборотом нефтепродуктов.
В бензин добавят загадочных веществ
С 1 января 2012 г. автолюбители смогут заказывать не привычные «второй» и «пятый», а «красный» или «синий». Прямо перед летними каникулами Верховная Рада ввела обязательную маркировку импортируемых и производимых в Украине нефтепродуктов. Согласно принятому документу, подакцизные нефтепродукты, которые производятся и/или ввозятся в Украину, подлежат обязательной маркировке маркерами акцизного налога, концентрация которых зависит от вида таких нефтепродуктов и размера ставок акцизного налога.
Согласно положениям принятого законопроекта органы Государственной налоговой службы получат права по решению суда конфисковать весь объем немаркированного топлива у субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих его отгрузку, хранение, транспортировку и получение, а также имеют право оштрафовать на 100% от суммы акцизного налога, которая может быть начислена на весь выявленный объем.
Судя по цифрам, содержащимся в пояснительной записке к законопроекту №7484, законодатели черпали вдохновение в нашумевшем случае с компанией «Ливела». «Потери государственного бюджета от непоступления акцизного сбора только от этой позиции подакцизных товаров (автомобильные бензины) ежегодно составляют более 1,6 млрд грн, такую же сумму недополучит бюджет в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту под авторством нардепа Полянчича. Предполагается, что в 2010 г. государственный бюджет дополнительно получит более 1 млрд грн.
В обосновании необходимости принятия законопроекта народный избранник обращается к опыту Уганды, где на рынке нефтепродуктов наблюдались аналогичные по доле показатели контрабанды нефтепродуктов от 20% до 30% от емкости рынка. Как сообщается в пояснительной записке, после введения маркировки топлива «доля нелегального рынка нефтепродуктов Уганды уменьшилась и составляет, по данным экспертов, 5%».
Насколько действенным данный закон окажется в отношении деятельности компании, представитель которой на заседании парламентской комиссии открыто утверждает, что все операции ДП «Ливела» были законны, покажет время. Пока же этим нововведением больше обеспокоены компании, которые работают на рынке легально.
«Результат внедрения обязательной маркировки нефтепродуктов будет зависеть от того, как реализуется эта инициатива на практике, насколько добросовестно будут проработаны все организационные, финансовые, технические и технологические аспекты».