Известно, что в европейских странах уже более десяти лет запрещено использование топлива со стандартами «Евро-2» и «Евро-3». В то же время, Украина полностью перейти на условия соответствующие требованиям «Евро-4» и «Евро-5» может только с 2012 года.
Напомним, что в 2007 Украина приняла стандарты топлива, которые вступили в силу с 2008 года. В течение трех лет эти стандарты действовали параллельно с «Евро-2» и «Евро-3». За это время отечественные НПЗ обязаны были осуществить модернизацию и с 2011 года полностью перейти на выпуск топлива «Евро-4» и «Евро-5». Однако, нефтеперерабатывающие предприятия выпросили у правительства «тайм-аут» до июля 2011 года.
В результате летом 2011 года правительство Николая Азарова, выбирая между закрытием нерентабельных НПЗ и началом действия стандартов «Евро-2» и «Евро-3», выбрал последнее.
Руководитель НТЦ «Психея» Сергей Сапегин считает, что государство не готово обеспечить контроль качества и гарантировать, что в баки потребителей будет заливаться качественное топливо, соответствующее высоким стандартам.
Перейти на новые условия качества нефтепродуктов не готовы и владельцы старых автомобилей, выпущенных по нормам «Евро-2», государственные органы, а также значительная часть аграриев, которые не нуждаються в качественном топливе.
Кроме того, по словам господина Сапегина, несмотря на заявления ведущих НПЗ о возможности выпускать нефтепродукты по новым стандартам, и готовности отказаться от импортного топлива, «они не готовы в полном объеме обеспечить украинского потребителя».
Обеспечить выпуск топлива стандарта «Евро-4» может Лисичанский НПЗ — ТНК-ВР, который анонсировал переход на производство топлива стандарта «Евро-4» в июле 2011 года и Кременчугский НПЗ — «Приват». А бензин стандарта «Евро-5» руководство Лисичанского НПЗ обещает производить в 2012 году.
В свою очередь, Лукойл — Одесский НПЗ, который также в состоянии выпускать топливо «Евро-4», остановлен на плановый ремонт еще в октябре 2010 года, который затянулся из-за отсутствия источников нефти.
Аутсайдерами рынка остались Шебелинский газоперерабатывающий завод, входящий в «Нефтегаз Украины», Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, которые контролируются «Приватом» Игоря Коломойского.
Неудивительно, что главными лоббистами пролонгации действия «Евро-2» и «Евро-3» эксперты называют Коломойского и Министерство энергетики и угольной промышленности.
«Приват» пытается продолжить работу Надворнянского и Дрогобычского НПЗ. Поскольку, именно этих два завода является наиболее технически отсталыми и не способны производить топливо «Евро-4» и «Евро-5», — убежден эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
По его словам, эпопея с продлением действия старых стандартов продолжается уже третий год. За это время «Приват» мог трижды провести реконструкцию западноукраинских НПЗ.
«У Коломойского постоянно подчеркивают, что Дрогобычский и Надворнянский НПЗ практически готовы перейти на новые стандарты выпуска топлива. Только надо немножко подождать, пока «Приват» завершит модернизацию. Но не делает и не сделает этого уже никогда, потому что это просто будет инвестиция в металлолом», — подчеркнул Корольчук «Минфину».
По его мнению, старые стандарты необходимы Коломойскому для того, чтобы осуществлять минимальную переработку нефти на этих НПЗ и получать свою прибыль.
В свою очередь, по словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, правительство также не спешит с переходом на новые стандарты топлива для того, чтобы продолжить работу Шебелинского ГПЗ.
«Продукция этого ГПЗ не соответствует не только усиленным стандартам, но с трудом вписывается в текущие стандарты. Команды «нефтегазовых» управленцев долгие годы используют завод как дойную корову, не вкладывая в него практически ничего», — отметил эксперт «Минфину».
По его словам, предприятие, занимающее на рынке не более 5%, тормозит развитие всей отрасли.
«Все страны вокруг Украины повышают требования к качеству топлива, а пролонгация старых стандартов превращает Украину в «помойку» для различных неликвидов", — отмечает Куюн.
«Производить в нашей стране бензин и дизель по «Евро-4» и «Евро-5» просто невыгодно. Предприятие, которое решается на такой шаг, попадает в сложную ситуацию, поскольку конкурирует с владельцами десятков нормативных документов на компоненты моторного топлива и другую «бодягу», которая успешно продается под видом нефтепродуктов известных НПЗ», — заявляет заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
По его данным, продавцы некачественного топлива использую подделанные паспорта по качеству известных НПЗ.
Кроме того, по мнению Корольчука, пролонгация старых стандартов играет на руку поставщикам российского дизельного топлива, которое также не соответствует повышенным стандартам.
Если бы правительство обязало нефтяников перейти на новые стандарты, это убрало бы с рынка около миллиона тонн некачественного российского дизтоплива, что могло бы спровоцировать больший спрос на отечественный продукт.
«А один миллион тонн дизтоплива эквивалентен переработке 3 миллионов тонн нефти, вот вам и автоматический прирост переработки на украинских НПЗ на 30%», — сказал Куюн.
Вместо этого, добавил он, правительство хочет ввести пошлины на импорт нефтепродуктов, утверждая, что украинские заводы не имеют спроса на свою продукцию.
Очевидно, что и после 2012 года старые стандарты будут продолжены, поскольку НПЗ не успеют провести модернизацию, на которую необходимо потратить миллиарды гривен.
«Ни один из старых НПЗ ничего не успеет сделать за это время. При их техническом состоянии для этого необходимы годы. Если уж так хочется продолжить работу Шебелинке, выдайте ей временные технические условия, но закройте рынок для поставок импортных неликвидов», — считает Куюн.
Со своей стороны, Сапегин подчеркнул, что украинские НПЗ имеют достаточно сильное лобби в правительстве.
«Государственной программы по переходу на новые стандарты нет, поэтому в ближайшее время не стоит ожидать отмены устаревших стандартов», — добавил он.
По мнению Корольчука, «Приват» будет и дальше пытаться продлевать действие старых стандартов.
«Поддержка работы двух заводов, занятость рабочих, контроль над значительной частью рынка горючего позволяет «Привату» фактически шантажировать власть и производить менее качественное топливо», — резюмировал он.
Юрий Гончарук, специально для «Минфина»