Капитализация трех перечисленных проектов раздувается немыслимыми темпами. При этом у каждого из них есть серьезные внутренние сложности. Суть их сводится к тому, что компании, имея многомиллионную аудиторию, пока не в состоянии ее качественно монетизировать.
Так, Skype в 2010 году понес убыток в размере 7 млн долларов при обороте в 860 млн долларов. В первую очередь это связано с тем, что из 600 млн его пользователей только 8,8 млн платили за дополнительные услуги — звонки на фиксированные и мобильные телефоны. LinkedIn только в прошлом году смогла выбраться из убытков и заработать всего 15,4 млн долларов чистой прибыли. Компании, помимо рекламы и продажи платных аккаунтов, удалось заработать еще немного на услугах для рекрутинговых агентств и HR-служб. У Twitter главный источник заработка — реклама. Оборот компании в прошлом году составил всего 45 млн долларов. Аналитики из eMarketer подбадривают инвесторов: мол, в этом году Twitter заработает в 3 раза больше, ждите.
Безумство вокруг Facebook
Но, пожалуй, кульминация интернет — безумства наступит тогда, когда самая крупная социальная сеть в мире – Facebook (насчитывает более 750 млн пользователей) в первом квартале 2012 года выйдет на IPO. Аналитики уже сейчас оценивают капитализацию этого социального монстра в 70 млрд долларов, а к 2012 году пророчат, что его рыночная стоимость достигнет отметки в 100 млрд долларов.
К слову, это почти столько же, во сколько сейчас оценивают компанию PepsiCo. Но отличаются эти две компании тем, что первая пока может зарабатывать в основном, только на интернет-рекламе, а вторая – производит реальный продукт – делает Pepsi. Доходы двух компаний только подчеркивают эту принципиальную разницу. Если годовой оборот напиточной корпорации сейчас оценивается в 60 млрд долларов, то валовый доход Facebook в 2010 году составил всего 1,86 млрд долларов. И eMarketer пока побаивается давать прогнозы взрывного роста выручки соцсети. По оценке компании, в 2012 году оборот Facebook составит только 5,7 млрд долларов. Тем временем в соцсети появляются первые симптомы того, что «друзей» больше не становится. Это значит, что стремительный рост аудитории подходит к концу. И по идее бы надо собирать плоды деятельности успешного проекта — живые деньги.
Но у венчурных фондов, которые являются типичными инвеститорами в интернет-бизнес, перед глазами маячат одни нули в миллиардах. Их даже не смущает тот факт, что тот же самый eMarketer, расхваливая гигантов-пустышек, дает очень скромные прогнозы относительно отрасли, которая по сути, кормит поисковики и социальные сети — онлайн-рекламу. Так, аналитики из этой компании предсказывают, что в 2011 году этот рынок в США подрастет всего на 20% до 31,3 млрд долларов. Т.е. весь оборот от рекламных услуг оценивается, только как треть Facebook, который является всего-то лишь одним из игроков. А к 2016 году рынок якобы должен составить в 49 млрд долларов.
Невооруженным взглядом видно, что это совсем не те цифры, о которых мечтают крупнейшие корпорации мира. Эксперименты с заработком в других сферах у интернет-компаний пока не очень удаются. Не нужно далеко ходить: достаточно вспомнить как российская соцсеть «Одноклассники», введя платную регистрацию несколько лет назад, быстро начала терять недовольных друзей, которые уходили «В Контакте».
«Шаровый» телефон
Если говорить о таких услуг так Skype, то их экономическая модель выглядит еще более сомнительно. Ведь она построена на том, чтобы отнимать у операторов высокомаржинальный международный телефонный трафик и предлагать их абонентам звонить фактически за копейки. Но операторы связи тоже не дремлют. Тем более, что в их руках основной козырь — наличие самой инфраструктуры, по которой совершается звонок. Поэтому если оператор посчитает, что Skype сильно вредит его экономике, то он просто-напросто может заблокировать пропуск «вражеского» трафика. Некоторые так уже и делают. А своей сети у Skype нет.
Кстати, важно обратить внимание на еще один явный экономический перекос. Крупнейшие мировые телекоммуникационные группы сейчас стоят меньше, чем раздутые интернет-проекты. Яркий пример — самый крупный в мире оператор мобильной связи — China Mobile. Он обслуживает чуть меньше абонентов, чем число пользователей у Facebook, — 600 млн. Но оценивают его на биржах всего лишь в два раза выше, чем соцсеть. Это при том, что абонент китайской сотовой сети отличается от «абонента» Facebook тем, что первый гарантированно приносит больше 110 долларов дохода в год, а второй просто бесплатно заходит на интернет-страничку, где общаются его друзья.
Первые тревожные звоночки
Нужно сказать, что некоторые интернет-гиганты уже потихоньку начинают сдуваться. Яркий пример — некогда крупнейшая соцсеть MySpace, которой сейчас владеет крупнейшая международная медиа-корпорация Руперта Мердока — News Corp. Несколько лет назад блуждающим по сети абонентам операторов интернет-доступа показалось, что на Facebook им будет веселее бесплатно общаться. В итоге за последний год количество пользователей MySpace уменьшилось в два раза — до 35 млн. человек. В этом году Мердока ожидает 165 млн долларов убытка. А купил он многообещающую соцсеть в 2005 году, заплатив за нее 580 млн долларов. В 2007 году MySpace оценивалась в 12 млрд долларов. Но Руперт Мердок прозевал выгодное время прощания со своим инновационным проектом. И теперь судорожно увольняет из него сотрудников. Нужно сказать, что на рынке медиа ему и так не сладко. Старые правила работы печатной и ТВ — прессы разрушаются на глазах. Поэтому фиаско с MySpace, очевидно, приблизит империю Мердока к краху.
Еще один хороший пример — портал коллективных скидок Groupon. В конце прошлого года его акционеры были так горды собой, что отклонили предложение Google о покупке за 5,3 млрд долларов. Но по итогам 2010 года для многих оказалось сюрпризом, что заработок проекта не вырос, как ожидалось, на несколько миллиардов долларов. Наоборот, сайт принес более 400 млн долларов убытка. У Groupon слишком быстро появилось десятки проектов-клонов по всему миру. Ведь идею легко скопировать, а ее техническая реализация очень проста. Конкуренция начала зашкаливать.
Новые старые ошибки
Поэтому, наверно, можно сказать, что невидимые силы уберегли Google от покупки компании на пике ее предельного роста. К слову, корпорация Google, чья капитализация сейчас составляет 171 млрд долларов, пожалуй, одна из немногих перечисленных выше компаний, которая может похвастать более или менее здоровой экономикой бизнеса. Ее потенциальный годовой доход оценивается уже в 31 млрд долларов. Причем, кроме заработка на поисковой рекламе, эта компания старается как можно шире диверсифицировть свой бизнес. Одним из наиболее успешных продуктов Google можно назвать операционную систему для мобильных телефонов — Android. Она открытая, ее легко масштабировать и производители современных смартфонов быстро подхватили это новшество, обеспечив Google безбедную старость. Но это, скорее, лишь редкое приятное исключение.
Ситуация, которая складывается у интернет-компаний с биржами и инвесторами, очень сильно напоминает март 2001 года, когда совсем еще юный онлайн-рынок рухнул в один день, не успев встать на ноги. Это событие окрестили «крах доткомов» (предприятий работавших в интернете). Но тот кризис скорее можно назвать репетицией перед надвигающимся интернет-апокалипсисом. Ведь речь будет идти о сотнях миллиардов долларов, которые в один момент могут испарится на глазах алчных американских менеджеров.
Тем временем в США как пресса, так и аналитики почему-то предпочитают умалчивать о надвигающихся рисках. Примечательно, что в набат никто не бил до последнего и перед кризисом 2008 года. Спокойствие буйных обеспечивали деньги управленцев предприятий. Ведь никто не хотел оказаться последнем звеном в цепочке переоцененных инвестиций, и расхлебывать все ошибки прошлых хозяев пирамиды, став банкротом.