В самой Инспекции свое решение объясняют выполнением поручения правительства, которое за день до окончания срока действия старых стандартов «передумало» улучшать содержание серы и ароматику в горючем на украинских заправках.
Собственно, Украина переносит введение новых стандартов качества уже более 10 лет. Еще в 1999-м тот же Госпотребстандарт решил приближать страну к европейскому качеству бензина. Но тут же перенес выполнение своего решения на 2005-й. Потом его не единожды переносил, что привело к тому, что с 2008-го в Украине действуют как старые ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99 (где-то на уровне Евро-2), так и новый стандарт на бензин ДСТУ 4839 (между Евро-4 и Евро-5). Именно с тех пор украинские заправки и начали продавать, например, два вида бензина А-95. Один из них был обозначен как «95UA». Другое же горючее этой марки имело массу других «фирменных» названий. Такая же ситуация в стране и с соляркой.
«Переход НПЗ на новые стандарты займет у нас еще год-два. В общем, модернизация завода занимает 3-4 года, но на этих заводах она этот процесс длится несколько лет. На Дрогобычском, Надвирнянском, Кременчугском, Одесском и Лисичанском НПЗ, ситуация более-менее стабильна. На Кременчугском НПЗ все идет быстрей, они по некоторым вещам возможно уже в этом году выйдут на соответствующий уровень, а на «западных» заводах ситуация похуже. У них и с работой похуже, они по сырью чаще стоят, больше накапливают нефть, чем работают», — объяснил перспективы «европеизации» бензина Иосиф Любинин заместитель директора Украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА».
«Нынешняя отсрочка ужесточения стандартов связана с одним только фактором — это желание таким образом обеспечить дальнейшие продажи на рынке топлива Шебелинского НПЗ (завод принадлежит государственной компании «Укргаздобыча»). Кроме него, все крупнейшие производители, которые обеспечивают 95% рынка, все готовы переходить или уже перешли на новые стандарты», — рассказал «Комментариям» Сергей Куюн, директор консалтинговой группы «А-95».
Стоит отметить, что повышенные стандарты качества того же Евро-5 отличаются от «украинского» бензина не только более низким содержанием серы, но и «ароматикой». По народному – токсичностью. И если сера имеет значения для «здоровья» самого автомобиля, то второй компонент напрямую влияет на здоровье человека.
Но, по словам экспертов, в ближайшие несколько лет Украина не перейдет на новые стандарты качества продукции. В существовании старых ГОСТов видят пока выгоды многие: как продавцы, так и покупатели бензина. «Если сегодня ужесточить стандарты, то в Украину не смогут завозить высокосернистые марки российского дизельного топлива. Соответственно, кто получит эту долю рынка? Ее получат наши производители, которые сегодня воюют с импортом нефтепродуктов, инициируют против него расследования. Вокруг все страны ужесточают стандарты качества к топливу, а у нас они стоят на месте. Что это значит – Украина превращается в помойку для различного рода неликвидов. То, что нельзя у них продать, оно идет сюда, потому что у нас можно, мы все начинаем от этого страдать», — говорит Сергей Куюн.
«В Украине порядка 3,5 млн автомобилей, которым не нужен бензин выше Евро-2. У нас огромное количество авто, которым не нужен этот бензин и которые, в любом случае будут загрязнять воздух, даже если в них залить самый экологический продукт, поскольку их топливная система не позволяет ограничить объемы выбросов. Во-вторых, потребители, владельцы этих авто, просто будут переплачивать за то топливо, которое им не нужно», — рассказал Геннадий Рябцев, заместитель гендиректора НПЦ «Психея».
Правда, импортеры автомобилей наоборот утверждают, что старые стандарты на бензин являются причиной того, что Украина так и не увидела определенные марки автомобилей в своих автосалонах. «Мы просто решили не ввозить в Украину некоторые модели, чтобы потом не иметь с ними проблемы через плохое качество местного топлива. Правда, тут истори я может быть и шире – никто не может сегодня в стране проконтролировать и качества «ев ро» бензинов» — рассказал изданию представитель крупного автотрейдера. «В Украине практически нет лабораторий, способных оценить качество топлива нового стандарта. Такие лаборатории есть только на крупных НПЗ. Сегодня, декларируя продажу бензина Евро-5, можно продавать всю ту же «халтуру», поскольку никто не в силах его проверить», — рассказал заместитель НИИ «МАСМА» Иосиф Любинин.