Украине удалось спастись от полноценного топливного кризиса. Но проблемы остались
От полноценного кризиса на рынке нефтепродуктов Украину в очередной раз спасла открытость рынка и диверсифицированная система снабжения. Именно этим рынок нефтепродуктов отличается от рынка природного газа, где Киев имеет дело с монопольным поставщиком.
Об этом в своей статье для источника пишет директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.
Автор отмечает, что информация о напряженной ситуации на рынке в связи с массированным вывозом бензина в Россию, снижением поставок из Беларуси возымела местами неожиданный эффект. Зазвучали обвинения в нагнетании паники среди потребителей и даже в медиа-подготовке рынка к повышению цен.
«Но в остальном возникает вопрос: может, нужно идти по российскому сценарию, когда АЗС начнут массово останавливаться, и потом будет заявлено, что вся причина — в вывозе бензина из страны? Шутка ли, дестабилизированы поставки с двух крупнейших направлений —Лисичанска и Мозыря. На пике сезонного потребления топлива можно понять и принять все, но только не угрозу нехватки ресурса», — пишет Куюн.
По мнению эксперта, можно уверенно говорить о том, что дефицит нефтепродуктов уже оказал свое воздействие, пускай и не такое очевидное, как остановка заправок: «Думаю, именно по причине неопределенности с ресурсом на месяц сместилось снижение цен, которого многие аналитики ожидали еще в конце мая. Как снижать цены и провоцировать увеличение продаж, если не знаешь, где взять товар? Начало снижения в конце июня говорит о том, что рынок нашел выход из ресурсного тупика».
«Второй месяц подряд реальный спрос со стороны украинских контрагентов составляет около 70 тыс. тонн, или вдвое больше, чем было запланировано на май и июнь по долгосрочным договорам», — рассказывает об украинском ажиотаже представитель литовского концерна «Орлен Летува». Он прогнозирует, что в июне его компания продублирует майский рекорд поставок в объеме 50 тыс. тонн.
Кроме того, компания «Ромпетрол-Украина» — дочерняя структура румынского концерна — в июне была вынуждена заказать танкер бензина А-92, который в последний раз завозила в Украину три года назад.
Включился в процесс и «Приват», также приступив к пополнению запасов при помощи импорта. Группа поставила 40 тыс. тонн низкосернистого дизтоплива американского производства. Из этой же серии присутствие на рынке ресурса из Туркменистана.
С.Куюн считает, что события мая и июня стали хорошим экзаменом для рынка и уроком для его кураторов в правительстве: «Тем более что проблемы, скорее всего, не закончились. Кризис в России перешел в скрытую фазу, паники нет, но РФ начала завозить топливо откуда только возможно. Отсутствие официальной информации заставляет предположить, что ЛИНИК продолжит значительные отгрузки бензина в РФ».
По словам эксперта, не все гладко и с Беларусью. Одной из антикризисных мер со стороны российского правительства стало введение повышенной экспортной пошлины на бензины. Ее размер — 407 долларов/тонна — позволяет назвать пошлину заградительной. Но проблема в том, что этот налог распространяется и на страны Таможенного союза, то есть и на Беларусь.
Насколько болезненный этот налог, можно понять, если учесть, что нынешняя стоимость высокооктановых бензинов на северо-западе Европы составляет около 950 долл./тонна. С учетом логистических расходов экспортная пошлина равна почти 50% стоимости товара. Это говорит о том, что самым выгодным направлением для белорусов становится Россия, где бензина не хватает. Уже есть информация о том, что украинские контрагенты столкнулись в Беларуси с острой конкуренцией со стороны россиян в борьбе за контракты на закупку бензина.
Как сообщалось, экспорт бензина А-92 производства ЧАО «ЛИНИК» (Лисичанский НПЗ, принадлежит ТНК-ВР) в мае 2011-го составил 89,6 тыс. тонн, бензина А-95 — 10,9 тыс. тонн. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в прошлом месяце пришлось более половины национального производства нефтепродуктов.
По мнению экспертов, именно это стало причиной того, что запасы бензина на складах украинских нефтеперерабатывающих заводов по состоянию на 20 июня составили 34,5 тыс. тонн, что является минимальным уровнем за последние два года. Это в три раза меньше среднего уровня запасов с начала 2011 года.