Издание отмечает, что вся тяжелая промышленность страны фактически контролируется всего пятью бизнесменами, авиаперевозки — тремя, рынок курятины — двумя, производство минеральных удобрений — одним предпринимателем.
Стоит отметить, что эту досадную информацию подтвердил рейтинг самых богатых украинцев Корреспондента, опубликованный в июне, — Золотая сотня.
При этом издание напоминает, что украинская экономика всегда была чрезмерно монополизирована, однако в последнее время ситуация усугубилась.
По словам гендиректора компании European Capital Management Вадима Браиловского, за последний год в 29 отраслях экономики страны уровень монополизации существенно вырос. Речь идет о рынке нефтепродуктов, энергетике, металлургии, транспортных услугах, химпроме и многом другом.
«Монополии окружают себя лоббистами во власти, под них пишутся законы, и конкурировать с ними просто невозможно», — говорит Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ.
С другой стороны, пишет Корреспондент, миллиардер Дмитрий Фирташ поясняет, что укрупняет свой бизнес в Украине для того, чтобы стать мощным транснациональным игроком.
Издание констатирует, что только большие вертикально интегрированные корпорации способны составить конкуренцию на внешних рынках, однако у немецкого политолога Александра Рара, как всегда, есть одно но.
«Такие монополии никогда не станут транснациональными компаниями, так как европейцев не заставишь покупать, например, только украинский трубопрокат. Но у себя в стране они смогут зарабатывать на каждом гражданине ровно столько, сколько позволит государство», — говорит аналитик.
Браиловский утверждает, что украинской экономикой управляют около десятка предприятий-монополистов. По мнению эксперта, результат этого — неоправданный рост внутренних цен на газ, электроэнергию, бензин, железную руду, минудобрения и прочие жизненно важные для экономики продукты.
Свои намерения сконцентрировать активы в одних руках не прячут от общественности и сами миллиардеры, пишет Корреспондент, и приводит в пример Фирташа, чей капитал за год увеличился с 354 млн долларов до 2,25 млрд долларов (этот факт сделал предпринимателя чемпионом Украины 2011 года по скорости накопления активов).
О том, почему украинская экономика оказалась в руках узкого круга бизнесменов, как это связано с властью в стране, и о том, какими неприятностями это сулит развитию Украины, читайте в свежем №25 журнала Корреспондент от 1 июля.