Стивен Батиш, один из ключевых сотрудников исследовательского подразделения Microsoft Research, убежден, что его проект Magic Window всего через несколько лет сможет в корне изменить способ общения и взаимодействия между людьми, которые по воле обстоятельств находятся далеко друг от друга.
В рекламном ролике, презентующем Magic Window, эту идею иллюстрируют мальчик и девочка, создающие совместный рисунок прямо на экранах, на которых видят друг друга.
Однако сам Батиш любит приводить другой пример. «Моя мама живет в штате Вирджиния, а я - в штате Вашингтон, - говорит Батиш. - Теперь представьте, что одна из стен у меня на кухне представляет собой экран, который постоянно показывает кухню в доме моей мамы. А у нее на кухне - стена, показывающая мою кухню».
Разработчик проекта энергично жестикулирует, показывая, как бы он приветствовал свою маму каждое утро за завтраком. Нет необходимости звонить по телефону или по Skype - вы просто общаетесь друг с другом так, словно живете в одном доме.
По мнению Шмидта, эту четверку составляют компании Google, которая лучше всех систематизирует информацию в интернете, Amazon, развивающая рынок электронных книг, Facebook - она переворачивает представления об общении в Сети - и Apple, производящая стильные устройства, которые «все хотят купить».
Батиш - гордость Microsoft, один из визионеров компании. Он один из тех, на кого руководство компании ссылается, говоря о том, что Microsoft вовсе не почивает на лаврах, вагонами распродавая новые версии старого программного обеспечения, как говорят некоторые недоброжелатели.
Такое обвинение недавно, по сути, швырнул в лицо Microsoft непоследний человек в индустрии - Эрик Шмидт. Выступая на конференции D9 All Thing Digital, бывший генеральный директор Google сказал, что Microsoft не входит в так называемую большую четверку лидеров по инновациям в IT-отрасли.
По мнению Шмидта, эту четверку составляют компании Google, которая лучше всех систематизирует информацию в интернете, Amazon, развивающая рынок электронных книг, Facebook - она переворачивает представления об общении в Сети - и Apple, производящая стильные устройства, которые «все хотят купить».
Шмидт также добавил, что количество инновационных лидеров отрасли может в скором времени возрасти. Лидерам на пятки наступают такие компании, как Twitter, PayPal и eBay.
Некоторые журналисты и эксперты отрасли, возможно, склонны расставить лидеров в другой последовательности, но большинство из них, как и Шмидт, не склонны упоминать в числе лидеров Microsoft.
В Microsoft ни к коем случае не согласны с таким отношением к себе. В начале июня компания пригласила в свою штаб-квартиру в Редмонде, штат Вашингтон, группу журналистов из Европы, чтобы дать им возможность взглянуть на некоторые новейшие разработки и в целом составить представление о том, под каким углом Microsoft смотрит в будущее. Вот, что удалось рассмотреть за несколько дней пребывания в Редмонде Корреспонденту.
Изобретение будущего
«В современном мире столько информации, что пора задуматься над тем, как правильно ее употреблять», - говорит Стив Клэйтон, чья должность в Microsoft называется несколько необычно - рассказчик. Уже с первых минут общения с журналистами Клэйтон начинает постепенно приподнимать завесу над тем, как представляют себе цифровое будущее в Microsoft.
Вся цифровая информация, сгенерированная человечеством до 2003 года, умещалась в пять петабайт, а сегодня человечество генерирует пять петайбайт каждые двое суток, констатирует Клэйтон.
Привычная модель - когда человек находится один на один с компьютером - уже не годится. «Технологии должны начать понимать, что мы делаем», - поясняет рассказчик, добавляя: технологии должны окружать человека практически везде - быть, что называется, всегда к месту и ко времени.
Вся цифровая информация, сгенерированная человечеством до 2003 года, умещалась в пять петабайт, а сегодня человечество генерирует пять петайбайт каждые двое суток
«Я хочу видеть дисплей с информацией не только на рабочем месте, - поясняет идею Клэйтон. - Хочу видеть дисплей на кухне, на кухонном столе, возможно, на стене в душе».
Никакой футуристики в этом, по словам главного рассказчика Microsoft, нет. Часть технологий, необходимых для того, чтобы совершить революцию в работе с информацией, уже доступны. Остальные - на подходе.
«Что мы можем изобрести сегодня - после того как появились такие великие вещи, как интернет и социальные сети? Что будет следующим революционным изобретением? - спрашивает Клэйтон. И тут же отвечает: - Естественные пользовательские интерфейсы. Иными словами, способы взаимодействия с компьютерами и информацией, отличные от традиционных (клавиатура, мышь)».
Мечты и реальность
В структуре Microsoft работает подразделение, сотрудники которого заняты превращением фантазий в реальность. Это подразделение называется Microsoft Research. Его глава Кевин Скофилд гордится тем, что под его началом трудятся в общей сложности более 850 докторов наук.
Встречу с группой европейских журналистов, гостящих в Редмонде, Скофилд сразу начинает с примера, призванного иллюстрировать сложность его работы. Он предупреждает, что сейчас покажет посетителям слайд с разноцветными точками. Слайд будет на экране всего пять секунд. «Интересно, успеете ли вы подсчитать, сколько на слайде красных точек?» - коварно улыбается Скофилд.
Аудитория замирает в ожидании. Скофилд кликает мышкой, на экране ровно на пять секунд появляется слайд, покрытый разноцветными точками. Как только экран гаснет, а журналисты едва ли не хором готовы назвать количество красных точек, Скофилд спрашивает: «Кто скажет, сколько было синих точек?».
Важность исследовательского подразделения заключается в том, чтобы уметь предсказать различные варианты развития событий
Журналисты растерянно замолкают. «Я вас обманул, - смеется ученый. - Но вот так примерно выглядит бизнес, в котором мы все работаем».
Важность исследовательского подразделения заключается в том, чтобы уметь предсказать различные варианты развития событий, поясняет Скофилд. «Если вы спросите у топ-менеджеров компании, какие технологии будут доминировать через два-три года, они не смогут ответить точно», - добавляет эксперт.
В качестве примера он приводит Kinect - контроллер для игровой приставки Xbox, позволяющий играть в игры с помощью жестов, телодвижений и голосовых команд. По мнению Скофилда, Kinect довольно неожиданно стал самым революционным продуктом, из всего, что сделал Microsoft в последние годы.
Инновационный гаджет стал достойным шагом в истории стремительного вторжения Microsoft на игровой рынок. Незыблемым ранее доминантам - Sony PlayStation и Nintendo - пришлось потесниться, когда Microsoft выпустил игровую консоль Xbox.
Kinect - первая инкарнация того, что станет грядущей революцией в компьютерах
Kinect, позволяющий управлять консолью без аппаратных средств (клавиш, джойстика и т. д.) поступил в продажу в 2010 году и в кратчайшие сроки стал одним из самых продаваемых продуктов в истории потребительской электроники.
Теперь для того, чтобы бросить мяч, не нужно рассчитывать, как соотносится угол наклона джойстика с траекторией полета - достаточно просто размахнуться так, как будто вы бросаете настоящий мяч. Вот это и есть прообраз того, что в Microsoft называют естественным пользовательским интерфейсом.
«Kinect - первая инкарнация того, что станет грядущей революцией в компьютерах», - убежден Крейг Манди, старший вице-президент Microsoft.
Волшебные окна
Первая но далеко не последняя.
Для того чтобы убедить в этом приглашенных журналистов, Microsoft позволил им заглянуть в несколько лабораторий, о посещении которых не могут даже мечтать многие рядовые сотрудники компании.
В одной из лабораторий трудится группа ученых во главе с Батишем, доктором наук, которому принадлежит более 40 различных патентов. Батиш в свое время был одним из создателей Microsoft Surface, уникального компьютера, представляющего собой по сути сенсорный экран большой диагонали. Surface может быть вписан в интерьер в виде столика или элемента стены. С точки зрения современного потребителя это своего рода гигантский iPad. Правда, Surface был представлен публике значительно раньше, чем нашумевшее детище компании Стива Джобса.
Сегодня Батиш руководит созданием Magic Window. Говоря простым языком, это большой сенсорный экран, способный «видеть», то есть транслировать изображение в обе стороны.
Экран не только выводит изображение для пользователя, но и реагирует на его движения и способен транслировать их собеседнику
Технология, над созданием которой Батиш работает уже много лет, на первый взгляд кажется абсолютной фантастикой. Непосредственно под сенсорным экраном расположены инфракрасные камеры, реагирующие на движение. Таким образом, экран не только выводит изображение для пользователя, но и реагирует на его движения и способен транслировать их собеседнику.
Magic Window позволит взаимодействовать с людьми, находящимися на значительном расстоянии, так, как если бы они находились по разные стороны окна, говорит Батиш.
Еще одним революционным элементом Magic Window является способность воспроизводить трехмерное изображение, для просмотра которого не нужны специальные очки. Более того, в своей лаборатории Батиш наглядно демонстрирует возможность создания одновременно двух разных изображений для двух людей, сидящих перед экраном.
«Мы с женой любим проводить время вместе, - рассказывает Батиш. - Только она смотрит сериалы, а я - футбол. Magic Window позволит нам смотреть разный контент, находясь на одном диване перед большим экраном».
Magic Window позволит взаимодействовать с людьми, находящимися на значительном расстоянии, так, как если бы они находились по разные стороны окна
Естественно, для управления этим экраном традиционный пульт не понадобится. Microsoft уже показал всему миру, как легко с помощью Kinect управлять компьютером посредством жестов и голоса.
Некое слияние технологии Kinect и прообразов Magic Window - примерно так, по мнению Microsoft, будет выглядеть следующая глобальная компьютерная революция. Никакой фантастики, ничего сверхъестественного. Всего лишь упрощение пользовательского интерфейса.
«Технологии отнюдь не изменяют потребности людей, - обобщает концепцию Батиш. - Они лишь помогают лучше удовлетворять эти потребности».
Заклятые друзья
Приоткрыв завесу над своими самыми продвинутыми разработками, Microsoft показал себя самой прозрачной компанией среди лидеров отрасли. Главные конкуренты, Apple и Google, намного более закрыты и неохотно делятся подробностями своих новейших исследований.
Google, казалось бы, умеет презентовать свои новинки лучше, чем Microsoft. В СМИ регулярно появляются новости о том, что Google совместно с NASA составляет карту Луны, Google помог открыть Атлантиду, Google выделяет ученым 1 млрд часов компьютерного времени для решения важнейших задач современной науки, Google близок к созданию электроавтомобиля с бесконтактной зарядкой....
Однако о каких-либо открытиях, способных в корне изменить способы взаимодействия между человеком и компьютером, Google пока сообщать не спешит.
Некоторые эксперты считают, что компания секретно занимается уникальными разработками в области систематизации данных и создания искусственного интеллекта
Среди американских журналистов популярны разговоры о том, что Google секретно нанимает на работу ведущих биофизиков и медиков, которые в тайных лабораториях компании ведут активные разработки в области виртуальной реальности и прямого общения человека с компьютером.
Некоторые эксперты считают, что компания секретно занимается уникальными разработками в области систематизации данных и создания искусственного интеллекта. Однако официальных подтверждений этому до сих пор нет.
Наиболее успешная IT-компания последних лет - Apple - еще более скрытна. В отличие от Google и Microsoft, стремящихся показать людям хотя бы отдельные кирпичики будущей технологической стены, точные очертания которой до сих пор никому не ведомы, Apple оперирует только завершенными продуктами.
Компания Стива Джобса ни в чем не схожа с конкурентами. Основной чертой Джобса, который сегодня не только является иконой IT-индустрии, но и считается гуру пиара и маркетинга, всегда было стремление к совершенству.
Скажем, революционный плеер iPod представлял собой не только собственно плеер, но и программный продукт для синхронизации музыки с компьютером и для покупки музыки в интернете.
В отличие от Google и Microsoft, стремящихся показать людям хотя бы отдельные кирпичики будущей технологической стены, точные очертания которой до сих пор никому не ведомы, Apple оперирует только завершенными продуктами
Большинство продуктов Apple, на первый взгляд, значительно более приземленны и просты, чем наукоемкие разработки, которыми хвастаются конкуренты. Однако на практике все выглядит несколько иначе. В свое время именно компания Джобса популяризировала такие общепринятые сегодня вещи, как графический интерфейс, компьютерная мышь, портативный mp3-плеер.
Сумма технологий, потребовавшихся для создания таких продуктов, как iPod, iPhone, MacBook Air и iPad, была недостижимой для конкурентов.
Именно в недрах Apple родились инновационные инженерные решения, позволившие индустрии переключиться с резистивных сенсорных экранов на емкостные.
Другие решения позволили в несколько раз уменьшить толщину корпуса ноутбука. А сгусток технологических решений под названием iPad и вовсе перевернул представления о том, каким может быть персональный компьютер.
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.