Данный акт направлен на приведение порядка государственной регистрациибанков в соответствие с специальным законодательством в сфере государственной регистрации юридических лиц, совершенствования банковского надзора и организации внешнего аудита банков, усиление защиты прав кредиторов, обеспечение внутреннего финансового мониторинга с целью недопущения использования банков для отмывания доходов, полученных преступным путем. Соответствующие изменения внесены изменения в законы «О банках и банковской деятельности», «О Национальном банке Украины», «Об аудиторской деятельности», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»,«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»,« Об охране детства»,«Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей».
Документом предусмотрен единый для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация юридических лиц проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица и предусматривает внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Вместе предусмотрено, что законом могут быть установлены требования по регистрации учредительных документов в органе, определенном законом.
Предусмотрено также, что Национальный банк будет осуществлять согласование уставов банков и вести Государственный реестр банков.
Для государственной регистрации банка или государственной регистрации изменений в устав банка документы подаются исключительно после согласования Национальным банком Украины устав банка или изменений к нему. Одновременно статьей 24 и 29 закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» дополняются положениями об обязанности государственного регистратора оставить без рассмотрения документы, представленные для проведения государственной регистрации юридических лиц и государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц, в случае отсутствия на них отметки Национального банка о согласовании устава банка. Кроме того, основанием для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица в соответствии с законом признается несоответствие наименования юридического лица требованиям законов о наименовании отдельных видов юридических лиц (банк, кредитный союз, негосударственный пенсионный фонд и т.д.), предусматриваемое статьей 15 закона «О банках и банковской деятельность».
Внесены изменения в закон «О банках и банковской деятельности» также касаются совершенствования банковского надзора, в частности, путем включения нормы, позволяющие на этапе согласования устава банка получать следующее: информацию о деловой репутации учредителей, лиц, которые приобретают существенного участия в банке, в том числе контролеров банка; финансовую отчетность юридического лица или сведения о доходах физического лица, должны свидетельствовать о наличии достаточных средств; сведения о структуре собственности юридических лиц-учредителей и лиц, приобретающих существенного участия в банке, а для физических лиц — сведения о ассоциированных лиц и о юридических лицах, в которых они имеют существенное участие; сведения о составе совета, правления банка. Для приобретения или увеличение существенного участия в банке юридическое лицо предоставляет также информацию о ее деловой репутации, а также информацию о лицах, имеющих существенное участие в юридическом лице; физическое лицо — информацию о ее деловой репутации, а также информацию относительно источников происхождения средств, за счет которых приобретаться (увеличиваться) существенная участие в банке.
Вместе с тем устанавливается требование, которым руководители, учредители и лица, имеющие существенное участие в банке, обязаны в течение всего времени, когда они сохраняют свой статус или имеют существенное участие в банке, обязаны соблюдать установленные Национальным банком требований по деловой репутации и финансового состояния.
В законопроект включены также нормы, позволяющие Национальному банку получать как для согласования устава банка, так и для принятия решения о наложении запрета на право иметь существенное участие в банке, информацию от государственных органов и других лиц, необходимую для определения лиц, имеющих ( приобретают) или увеличивают существенное участие в банке, в том числе контролеров банка, по их деловой репутации и финансового состояния, источников происхождения средств, вносимых в уставный капитал банка.
Соответственно это требует увеличения до шести месяцев срока принятия Национальным банком Украины соответствующего решения.
Несоответствие деловой репутации или финансового состояния крайней мере одного из учредителей или лиц, которые приобретают существенного участия в банке, профессиональной пригодности и / или деловой репутации руководителей банка установленным требованиям, отсутствие у любого учредителя банка или лица, которое вступает существенного участия в банке собственных средств в достаточном размере для оплаты заявленного взноса в уставный капитал банка, а также неподтверждения источников происхождения этих средств может быть основанием для отказа в согласовании устава банка.
Одновременно осуществляется замена разрешительного порядка приобретения или увеличение существенного участия в банке на заявительный порядок. Согласно этому порядку, юридическое или физическое лицо, которое приобретает или увеличивает существенное участие в банке, в срок до трех месяцев до даты приобретения или увеличение существенного участия в банке обязана уведомить об этом банк и Национальный банк Украины. Последний, в свою очередь, имеет право принять решение о наложении запрета на право лица иметь, приобретать или увеличивать существенное участие в банке, направляемое соответствующему лицу в письменной форме с указанием оснований такого запрета.
Если Национальный банк Украины принял решение о наложении запрета на право юридического или физического лица иметь, приобретать, увеличивать существенное участие в банке, то такому лицу запрещается полностью или частично пользоваться правом голоса принадлежащих ему акций, долей, паев и брать какие-либо образом участвовать в управлении делами банка.
Законом также отменяется норма, позволяющая банкам заключать договоры со связанными лицами о проведении банковских операций на более благоприятных условиях, чем для других клиентов банка.
Законодательным актом установлено также требования к финансовой отчетности банков.
Напомним, 15 декабря 2010 г. сообщалось, что ВР вернула законопроект № 0884 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно регулирования деятельности банков)» на доработку парламентским комитетом по вопросам финансов и банковской деятельности. В частности, в этом законопроекте НБУ требует от банков увеличить уставный капитал с 75 млн грн (7 млн евро) до 500 млн грн (более 45 млн евро).