Ставки: лучше не бывает?

Потенциальные заемщики, которые следят за регулярными обзорами автокредитов на Prostobank.ua, привыкли сетовать на слишком высокие ставки. Никто и не заметил, что ставки-то уже совсем не высоки… Во всяком случае, сравнительно не высоки. Парадокс в том, что средние ставки по автокредитам в гривне в своем нынешнем падении преодолели самую низкую планку ставок в докризисном 2008 году.

Если в январе-2008, по данным компании «Простобанк Консалтинг», средняя ставка по автокредитам в гривне сроком на 3 года составляла 17,3% реальных годовых, то в начале июня-2011 она составила 15,78% реальных годовых. Можно возразить: но ведь в 2008 году украинцы брали преимущественно кредиты в долларах США. Здесь статистика еще удивительнее: в начале 2008 года средняя реальная ставка по автокредитам в долларах США составляла 13,8% реальных годовых, что всего на 2 процентных пункта меньше, чем сегодняшняя ставка по займам в гривне…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, нынешние ставки могут конкурировать с долларовыми ставками докризисного уровня. Более того, таких низких средних ставок, как летом-2011, не было за всю историю мониторинга рынка автокредитов компанией «Простобанк Консалтинг» (а именно — с 2006 года). Забегая вперед, отметим, что некоторые банковские эксперты вообще прогнозируют дальнейшее снижение ставок – до 2 п.п. к концу 2011 года. Получается, что дело не в ставках, не они делают кредиты недоступными для потенциальных заемщиков.

Нулевой аванс: он вернулся?!

Без преувеличения, самой радостной для потенциальных заемщиков новостью уходящей весны-2011 и еще одним прецедентом, заявляющим о доступности автокредитов, стало появление нулевого аванса – по предложению от ПриватБанка. Правда, ставка по этому предложению не самая низкая – 18,96% реальных годовых при сроке пять лет. Украинцы, которые выжидали появления нулевого аванса как манну небесную, даже приняли его за «первую ласточку» возврата кредитов на докризисных условиях.

Впрочем, долго радоваться не пришлось. Первый «сюрприз» долгожданного кредита – он только для «своих». И претендовать на него могут лишь клиенты банка, получившие в процессе сотрудничества с ним «статус «Надежный партнер» (по информации учреждения, таких более 1 миллиона). «Кредит с нулевым авансом действительно появился на рынке, но это предложение предназначено не для «внешних», а для действующих клиентов банка – то есть банк будет иметь возможность адекватно оценить риски по такому кредиту, исходя из истории сотрудничества с данным конкретным клиентом», — уточняет Кшиштоф Кужьбик, член правления по розничному бизнесу банка «Форум », Commerzbank Group. Кроме этого, заявленный в условиях продукта «0% первоначального взноса» совсем не означает, что это условие коснется всех, кто получит позитивное решение банка о таком кредите. «Вполне вероятно, что по итогам рассмотрения заявки банк может принять решение о выдаче кредита с первоначальным взносом, пусть и минимальным, или включить в цену кредита покрытие возможных рисков», — предупреждает Кшиштоф Кужьбик.

Впрочем, есть у появления «ноля» и позитив: некоторые эксперты считают, что прецедент на рынке уже «прозвучал», теперь есть шансы на то, что вскорости случай станет тенденцией. «Конкуренция на рынке автокредитования среди банков растет, и установление низкого авансового взноса – это один из способов борьбы за клиента. Поэтому можно спрогнозировать, что со временем все больше банков будут предлагать автокредиты с низким авансовым взносом или без него», — считает Виталий Жихарцев.

Второй «сюрприз» продукта с нулевым авансом связан с его реальной стоимостью и касается всех займов с малыми авансами.

Малые авансы – недорогой ценой?

Первоначальных взносов в 10-15-20% от стоимости авто на рынке летом-2011 уже предостаточно, но и это не сделало такие кредиты доступнее. Первое, о чем стоит здесь упомянуть – это то, что, несмотря на сохранившуюся закономерность «чем ниже аванс, тем выше ставка по кредиту», соотношение первоначальных взносов и стоимости кредитов не сильно отличаются. Так, по данным компании «Простобанк Консалтинг», ставки по кредитам с авансом от 10% колеблются в диапазоне от 14,2 до 22% реальных годовых; с авансом от 15% — от 16 до 21% реальных годовых; с авансом от 20% — от 13 до 24% реальных годовых. Итак, нельзя сказать, что чем ниже аванс, тем выше ставка. Тем не менее, значительный аванс может существенно снизить стоимость кредита (к примеру, аванс в 70% делает ставку по кредиту всего 7% реальных годовых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и в случае с кредитами с нулевым первоначальным взносом, авансы в 10-15%, заявленные в условиях займа, отнюдь не означают, что их получит каждый заемщик. «Минимальный первоначальный взнос – это понятие больше характерное для публичного рекламного предложения. Вполне вероятно, что 10% взнос могут в действительности получить только ограниченное количество «самых лучших» клиентов – например, которые имеют полностью официальный доход, недвижимость, положительную кредитную историю, семью и т.д. Для остальных, более рисковых категорий клиентов, банк может принять решение о выдаче кредита с более высоким первоначальным взносом. Здесь уже психологический расчет – получив решение от банка, пусть даже вынуждающее увеличить первоначальный взнос, клиент более склонен согласиться на него, чем продолжить процесс поиска банка, который выдаст кредит по изначально запрашиваемым условиям», — объясняет Кшиштоф Кужьбик. «Для того чтобы претендовать на кредит с минимальным авансом, потенциальный заемщик должен иметь существенный официальный доход, быть обеспеченным (иметь имущество), иметь хорошую репутацию и кредитную историю. Таких заемщиков сегодня очень мало», — поддерживает коллегу Андрей Шило.

И, наконец, самый главный недостаток кредитов с малыми авансами – это их стоимость. И дело не в размере ставок, а в размере итогового ежемесячного платежа. Так, по автокредиту на сумму 100 000 гривен сроком на 5 лет с авансом 15% и такой же реальной ставкой заемщик ежемесячно должен будет платить более 2000 гривен, а с авансом 60% — всего 594 гривны. Впрочем, это палка о двух концах: ведь в условиях низкой платежеспособности насобирать аванс тоже нелегко.

«Больше 50% выдаваемых сейчас автокредитов – это кредиты с маленькими авансовыми взносами (до 20%). Банк лишь в редких случаях может предложить заемщику, доходы которого недостаточны для обслуживания кредита с низким авансовым взносом, увеличить авансовый взнос, чтобы сократить размер ежемесячных выплат по кредиту. Впрочем, сейчас такое происходит намного реже, чем в прошлом году», — сетует Виталий Жихарцев.

«На рынке действительно сейчас наблюдается тенденция к снижению аванса. С одной стороны, это логично, поскольку с учетом стоимости привлекаемого ресурса рынок уже снизился по ценам на автокредиты до предельно оптимального уровня, выровнялся по срокам и, естественно, подошел к поиску нового конкурентного преимущества – некоторые банки начали снижать авансы. С другой стороны, банки хорошо усвоили опыт докризисных выдач, и поэтому нередко сниженный аванс носит более маркетинговый характер», — комментирует Антон Шаперенков, директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка. «В целом, все зависит от готовности того или иного банка брать на себя дополнительные риски, которые стоят за решением снизить требования к авансу. Ведь это означает, что банк готов углубиться в работу с клиентом с более низкой платежеспособностью. В таких случаях, как правило, банки стараются выровнять перекос по риску за счет повышения доходности, устанавливая более высокие ставки для таких кредитов, и тогда это логичное решение. В противном случае это может привести к ухудшению качества портфеля банка», — добавляет эксперт.

Подход к заемщикам: новшества есть?

Несмотря на то, что банковские эксперты очень сурово относятся к заемщикам, и при этом считают, что такое положение вещей без изменений продлится еще длительное время, некоторые новшества лето-2011 все же принесло. Так, появился первый банк, который официально заявил о согласии выдать автокредит заемщику без предоставления им справки о доходах, правда, при условии оплаты первоначального взноса по кредиту – от 50% стоимости авто. Этим банком стал VAB Банк, а программа автокредитования распространяется на марки определенных дилеров, но, тем не менее, это серьезный прорыв в автокредитовании. Еще одно смягчение требований к заемщику, о котором заявил уже Юнекс Банк, не входящий в 50 крупнейших по размерам активов, — это учет доходов заемщика не только с основного места работы. Наиболее оригинально подошел к оценке заемщиков Правэкс-Банк: от этой процедуры у него зависит…стоимость кредита.

В зависимости от группы риска, присвоенной заемщику при анализе его заявки, процентная ставка по займу для него будет варьироваться от 16% до 21,5% годовых.

Что же нас ожидает?

Какие же изменения ожидают украинцев, мечтающих стать заемщиками, в ближайшем году? Прежде всего, эксперты считают, что автокредиты не станут популярнее среди украинцев в ближайшее время, зато ставки по ним продолжат снижение. «По нашим оценкам, в текущем году значительного увеличения спроса на автокредиты не произойдет, — отмечает Андрей Шило. – Эффективные процентные ставки по автокредитам уже сегодня находятся на достаточно низком уровне, а до конца года могут снизиться еще на 1-2 п.п.».

Требования к заемщикам не станут мягче, зато будут улучшаться условия по самим займам. Но самые большие изменения ждут украинцев по партнерским программам банков и автосалонов. Летом, по словам экспертов, нас ожидает уменьшение количества совместных программ автокредитования банков и автодиллеров. Как следствие – пропадут кредиты под маленький процент. «Количество банков, предлагающих автокредиты, постоянно увеличивается, кроме того, на рынок продаж новых автомобилей влияет ситуация в Японии. В связи с ней со второго полугодия прогнозируется сокращение поставок в Украину автомобилей японского производства, также снизится поступление европейских автомобилей, в производстве которых используется японская электроника. В связи с дефицитом автомобилей у импортеров отпадет необходимость в стимулировании продаж, в том числе за счет проведения совместных акций кредитования с банками, что было актуально в кризис и посткризисный период. Соответственно, стоимость автокредитов по партнерским программам возрастет, уйдут уже привычные для украинского рынка нули, — считает Виталий Жихарцев.

Мнение

Андрей Шило, директор департамента розничного бизнеса банка «Киевская Русь»

Причин невысокому спросу на автокредиты несколько: недостаточный (низкий) уровень доходов населения; отсутствие у населения уверенности в завтрашнем дне и, в этом свете, неготовность населения ввязываться в долги; насыщенность рынка автомобилями, приобретенными в докризисный период. Сегодня большое количество потенциальных покупателей автомобилей вместо кредитования предпочитают собрать необходимую сумму на депозите в банке и приобрести авто без помощи кредита.

Кшиштоф Кужьбик, член правления по розничному бизнесу банка «Форум», Commerzbank Group

Крупные системные банки после кризиса ужесточили свои подходы к кредитованию, более взвешенно подходя к анализу рисков. Имея за плечами «багаж» ранее выданных кредитов, многие из которых в период кризиса стали проблемными, крупные банки стараются избежать возможности повторения такой ситуации, и следуют ужесточившейся политике рисков. В то же время более мелкие банки воспользовались сложившейся послекризисной ситуацией для прорыва на рынок. И низкий размер аванса, и длительный срок кредитования — это инструменты, которые этому способствуют. Правда, как оборотная сторона более рисковых операций — это их стоимость, как правило, такие кредиты более дорогие для заемщика.

Андрей Козак, директор по продажам автокредитов Плюс Банка

Партнерские программы банков с автодилерами очень популярны среди населения, так как позволяют потенциальным клиентам сориентироваться в предложениях на рынке, часто дают возможность получить скидку на автомобиль, на дополнительное оборудование или аксессуары, активизировать интерес к некоторым предложенным маркам и моделям, позволяют увеличивать продажи автосалонам. Условия автокредитования, предложенные банками в салонах, являются системными кредитными продуктами и распостраняются на всю территорию Украины.

Традиционно начиная с осени, спрос на рынке автокредитования увеличится и будет расти вплоть до декабря месяца. Это связано, в первую очередь, с окончанием сезона отпусков, постепенным снижением температуры и активизацией деловой жизни. В начале осени многие импортеры проводят презентации новых моделей автомобилей, автодилеры активно принимают участие в автовыставках.

Ставки же будут находиться на том же уровне, что и сейчас, так как банки выполняют принятые на этот год бюджеты, соблюдая уровень доходности, и значительно корректировать процентные ставки не будут.

Андрей Вадис, заместитель начальника департамента индивидуального и малого бизнеса МАРФИН БАНКА

Согласно тенденции, которая сложилась в последние годы, спрос на автомобили летом ниже, чем весной или осенью. В то же время банки активно реализовывают партнерские программы по предоставлению кредитов на приобретение новых автомобилей, что в свою очередь должно стимулировать увеличение спроса. Не думаю, что в ближайшее время банки будут активно снижать размер процентных ставок. Снижение ставок может наблюдаться в процессе реализации партнерских программ c дилерами, что обусловлено стимулированием спроса на автомобили.

Согласно тенденции, которая сложилась в последние годы, спрос на автомобили летом ниже, чем весной или осенью. В то же время банки активно реализовывают партнерские программы по предоставлению кредитов на приобретение новых автомобилей, что в свою очередь должно стимулировать увеличение спроса. Не думаю, что в ближайшее время банки будут активно снижать размер процентных ставок. Снижение ставок может наблюдаться в процессе реализации партнерских программ c дилерами, что обусловлено стимулированием спроса на автомобили.

Антон Шаперенков, директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка

Партнерские программы всегда были приоритетным направлением в кредитовании, поскольку в большинстве случаев они обеспечивают порядка 50% продаж, а в некоторых банках и до 80%. С развитием рынка конкуренция в этом сегменте только ужесточается – все больше банков сражаются за этот рынок сбыта. Ведь, как ни крути, но свой выбор в пользу покупки того или иного автомобиля клиент делает, как правило, в автосалоне.

Здесь же ему предлагают и перечень партнерских программ по кредитам, условия которых всегда гораздо выгоднее рыночных благодаря механизму компенсаций между партнерами:

-банком,
-СК,
-автосалоном.


Поэтому банки сегодня прилагают максимум усилий, чтобы развивать этот канал продаж, подстраивая свои программы как под запросы потребителя, так и под ожидания автосалонов. С начала года количество банков, предлагающих кредиты по партнерским программам с автодилерами, выросло как минимум в
2 раза, и в ближайшее время конкуренция на этом рынке, несмотря на его узость, будет продолжать расти.

Автор: Алиса Лисицына