Заплатить за все
Предельный срок расчетов еще дискутируется, однако в России, которая год назад приняла аналогичный закон, регулирующий торговлю, максимальный срок ограничен 35 днями.
В своих предложениях Минагропрод стремился защитить представителей пищепрома, поскольку именно продовольственные товары наиболее зависимы от сроков реализации. Кроме того, на эти преференции в оплате Минагропрод сможет ссылаться, проводя политику по сдерживанию цен на продукты питания.
Заплатит производитель
Представители торговли утверждают, что в реальности эффект может получиться противоположным тому, которого желает добиться Минагропрод. «По факту эта норма может вызвать противоположные последствия – такие как рост цен и инфляция» говорит генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. По его словам, сети начнут снижать объемы закупаемых партий товаров, поскольку не смогут аккумулировать достаточный объем средств для оперативной оплаты большого количества разных товаров, что приведет к увеличению логистических затрат.
Глава Национальной ассоциации развития торговли и сервиса Андрей Близнюк отмечает, что эта норма может привести к монополизации рынка крупными компаниями, поскольку сети начнут отдавать предпочтение им. «Пробиться в сеть будет еще сложнее чем сейчас» — говорит он. Он отметил, что в Украине уже был прецедент подобной практики – в период кризиса законом «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» было введено требование оперативного расчета с поставщиками продуктов питания. «Некоторые сети начали применять эту норму, опасаясь проверок – и ощутили его действие на себе. Пострадали в первую очередь поставщики — потому что сеть в любом случае сможет найти схему чтобы переложить дополнительных платежи на производителя» — говорит Андрей Близнюк.
СПРАВКА
Проектом закона Украины «О внутренней торговле» регулируются отношения между органами власти и субъектами хозяйствования в сфере торговли, производителями и покупателями. Законопроектом устанавливаются требования к порядку организации и осуществления разных форм торговли — розничной, оптовой, торговли на рынках, Интернет-торговли, сетевой торговли, комиссионной торговли, ярмарочной торговли.