5,2% роста ВВП в первом квартале — это цифра, которой можно было бы гордиться. Для сравнения: аналогичная цифра у России составляет 4,1%, у США — 1,8%, у Германии — 1,5%. Но при этом не стоит забывать, что в 2009-м падение украинской экономики было куда большим, чем у большинства государств мира — 15% ВВП, и при сохранении нынешних темпов роста возвращение к уровню 2008 года произойдет только к концу 2012 года.
После кризисного 2009-го мировые организации предсказывали, что Украина будет восстанавливать по 3% ВВП в год. Но в 2010 году получилось 4,1%. С опережением прогнозов идем и сейчас. Чем это вызвано? Главный фактор — неожиданно большой рост цен и спроса на мировых рынках на наш экспорт — сталь, продовольствие, химпродукты. Рост в этих отраслях дает импульс и многим другим — например транспортным перевозкам. Отчасти благотворно сказывается на экономике и стабилизация политической ситуации — в стране есть власть, с которой можно конкретно решать вопросы по бизнесу. По идее, это должно привести к росту инвестиций. И он действительно наблюдается, но пока не очень значительный.
Главный фактор, который препятствует процессу, это не столько коррупция (она есть, например, и в Китае, и в Индии), сколько репрессивный настрой госорганов по отношению к бизнесу. В такой ситуации инвесторы вынуждены заходить в страну при помощи местных финансово-промышленных групп (или отдельно взятых авторитетных людей), которые обеспечивают политическую «крышу» бизнес-проектам. Но многие инвесторы так работать не хотят. Да и наши ФПГ не всех и не везде хотят пускать (по принципу «такая корова нужна самому»). В итоге, инвестиционного бума у нас, увы, не наблюдается, несмотря на политическую стабильность.
Рост ВВП — вещь, безусловно, важная. Но вопрос остается прежний — когда его почувствует народ? В течение 2009—2010 годов росли только минимальные зарплаты, в то время как средние доходы населения практически стояли на месте. И только первый квартал 2011 года дал улучшение: инфляция составила 3,3%, а рост средней зарплаты — 10%. И, кстати, впервые с 2008 года средняя зарплата превысила отметку в 300$ — 2533 грн (316$, максимум в 2008-м — 380$).
Однако это повышение было неравномерным: росли, прежде всего, доходы все в тех же металлургии и сельском хозяйстве, в то время как у остальных они оставались на месте или росли незначительно. Причем касается это, прежде всего, самого массового сектора — бюджетного. В этом году в нем запланировано повышение зарплат лишь на уровень инфляции (около 10%).
Ненормальность ситуации поняли во власти, и на вторую половину года запланировано первое повышение — приблизительно на 5% (то есть в целом за год будет 15%). Но основной рост соцвыплат в Партии Регионов ожидают в 2012 году — накануне парламентских выборов. «Есть факторы, которые позволяют прогнозировать повышение зарплат в бюджетной сфере на уровне 15%, — говорит первый замглавы фракции ПР Михаил Чече тов. — Но в 2012 году будет значительно больше. Во-первых, рост ВВП планируется на уровне 5%. Во-вторых, сокращение госаппарата, расходы по которому понес бюджет—2011 и которых не будет в бюджете—2012. Наконец, с 1 июля 2012 года не будет такой статьи расходов, как Евро-2012, — наоборот, с июня построенные объекты будут окупать себя».
Грубо говоря, чуток накинут уже в этом году, но самые серьезные деньги, которые способны разогреть потребительский рынок, «упадут» в карманы бюджетников в следующем году. Рост зарплат в бюджетной сфере потянет за собой и заработки в частном секторе, и жизнь начнет налаживаться.
В целом, как сказал нам один бизнесмен, украинская экономика похожа на поток воды — в страну идут большие деньги от экспорта, но от потребительского рынка и карманов населения их отделяет некая виртуальная дамба (коррупция, плохой инвестклимат, монополизация, наличие большого числа свободной рабсилы, которую можно нанимать за копейки). Однако денег все равно становится все больше и больше, и со временем они через дамбу перельются и хлынут на потребительский рынок, как это произошло когда-то в начале «нулевых» годов. На наш вопрос «когда это случится» бизнесмен ответил — где-то весной 2012 года.
Один из главных факторов роста экономики и того же потребительского рынка — это кредитование населения. Сейчас оно активизировалось, но в очень узком сегменте — мелкие потребительские кредиты (как правило, на покупку бытовой техники). Они позволили оживить розничную торговлю, но не факт, что экономике от этого хорошо — ведь покупается в кредит в основном импортный товар, что ухудшает и без того отрицательное сальдо внешней торговли.
Более положительный эффект оказало бы возобновление ипотечного кредитования. Но тут все плохо — банки дают кредиты под ужасные условия, и они недоступны для подавляющего большинства украинцев. При этом просвета особо и не видно. До кризиса банки выдавали относительно дешевые и долгосрочные кредиты за счет займов у западных банков. Но нынче этот источник иссяк и в ближайшем будущем не появится.
Банкиры говорят, что доступная ипотека возобновится только в двух случаях. Во-первых, западные или государственные российские банки с целью захвата нашего кредитного рынка могут начать демпинговать со ставками и сроками. Во-вторых, государство может поручить Нацб анку прокредитовать банки на длительный срок и под маленькие проценты для выдачи ипотечных кредитов населению (например, в рамках некоей государственной ипотечной программы). Но пока ни первого, ни второго нет. Предположительно что-то может оживиться к концу года. Ну а пока рынок жилья, а вместе с ним и огромная строительная отрасль, просто прозябают.
К слову, из-за этого квартиры в Киеве продолжают дешеветь и скоро могут стать самыми дешевыми из всех европейских столиц. Тем паче что у соседей с кредитами все нормально, и цены там уже пошли в рост. Например, самая дешевая квартира в Москве — 160 тысяч долларов. В Варшаве — около 70 тысяч. В Киеве же можно купить и за 30—35 тысяч.
Все разговоры о повышении зарплат и намазывании ВВП на хлеб и кошельки народа могут в одночасье прекратиться, если ВВП прекратит расти, гривна девальвируется, а в бюджете будет зиять огромная дыра. Разговоры о грядущем кризисе охотно ведет оппозиция, указывая на пример соседней Беларуси, где бушует экономический кри зис и обвалилась местная валюта. Причина проблем нашей соседки — отрицательный внешнеторговый баланс (превышение импорта над экспортом).
Мы это прошли в 2008-м, когда наш баланс экспорта и импорта составил минус 16 млрд долларов. После падения гривны до уровня 8 гривен за доллар дефицит внешней торговли свелся к минимуму, но с 2010 года опять начал расти. Прежде всего — из-за увеличение цен на газ. И если к концу 2011-го она будет 400 долларов, то это даст дополнительные миллиарды гривен «минуса» нашего торгового баланса. Кстати, у высокой цены газа есть и обратная сторона: ее нужно платить или из бюджета, или из кармана граждан (в виде оплаты подорожавшей «коммуналки»).
В любом случае, это существенный удар по доходам населения и бюджета. Вряд ли наша валюта обвалится как белорусская — на помощь может вновь прийти МВФ. Но это означает наращивание и без того большого внешнего долга.
Поэтому вопрос пересмотра газового контракта «Тимо шенко—Путин» является ключевым для нашей экономики. Власти говорят, что с россиянами договорятся и цену снизят. Но вот как — неведомо. В Москве заявляют, что самый прямой путь к снижению цены на газ — это вступление в Таможенный союз. Мы же говорим, что будем идти в другом направлении — на Запад, в зону свободной торговли с Евросоюзом (кстати, ее создание на первых порах вряд ли приведет к росту нашего экспорта в Европу, зато импорт европейских товаров к нам увеличится сразу).
Повторимся — пока непонятно, как именно наше правительство будет решать эту проблему, с помощью каких аргументов. Но именно от ее решения зависит будущее нашей экономики.