Украинцев не затронут возможные изменения в шенгенской системе
Окончательный текст решения по реформированию шенгенской системы будет доступен после его утверждения саммитом Европейского совета 23-24 июня. Однако уже сейчас понятно, что, во-первых, информация о коллапсе шенгенской системы оказалась преждевременной.
Об этом в своей статье для пишет Александр Сушко. Во-вторых, по его словам, страны—члены ЕС продолжают считать свободу передвижения одним из ценнейших достижений европейской интеграции, и не собираются от нее отказываться. В-третьих, никаких непосредственных существенных изменений для граждан третьих стран (в том числе Украины), оформляющих шенгенские визы и путешествующих по Европе с такими визами, не произойдет.
Единственным существующим доныне способом реагирования на гипотетические проблемы было право страны—члена шенгенской зоны на временное введение пограничного контроля в случае «угрозы общественному порядку».
По мнению Сушко, в случае, если на каких-либо внутренних границах ЕС пограничный контроль будет временно восстанавливаться (а это предусмотрено лишь как крайняя мера кризисного реагирования в исключительных ситуациях), то у пассажира возникнет только необходимость лишний раз продемонстрировать наличие паспорта с визой на данной границе, чтобы продолжить путешествие. Пограничный контроль, осуществляемый выборочно, не приведет даже к существенному изменению графика движения общественного транспорта.
Никаких серьезных разговоров об отмене шенгенских виз и возврате к исключительно национальным визам в ЕС нет и не предвидится, подчеркивает автор.
В то же время Сушко отмечает, что проблему не стоит и недооценивать: подъем правопопулистских сил, характерный для нынешней Европы (включая и Украину), создает некую благодатную почву для «закручивания гаек» в миграционной сфере, и тут возможны некоторые эксцессы в отдельных странах.
Так, в частности, решение правительства Дании о восстановлении таможенных проверок на всех своих границах без какой-либо серьезной мотивации выглядит скандальным, и уже вызвало острую критику как Еврокомиссии, так и других стран-членов.
Неприятные моменты придется пережить также Румынии и Болгарии, ожидающим вступления в шенгенскую зону, которое, возможно, в этом году и не состоится (хотя изначально планировалось еще на конец прошлого года, но было заблокировано Германией и Францией), считает автор.
В Европейском Союзе, по его словам, не существует достаточной уверенности в том, что Болгария и Румыния смогут справиться с возросшим потоком нелегальной миграции, который неизбежно возникнет вследствие их вступления в шенгенскую зону. Отсюда одно из согласованных министрами изменений в Шенгенское соглашение, предполагающее возможность временного исключения отдельной страны из шенгенской зоны решением Совета ЕС в случае, если эта страна не справляется с выполнением соответствующих обязательств.
Сушко также отмечает, что реформа шенгенского законодательства должна предшествовать вступлению Румынии и Болгарии в шенгенскую зону (поскольку закон не имеет обратной силы) — таким образом страны Западной Европы хотят перестраховаться от возможных рисков.
Кроме того, существующие предложения предполагают возможность восстановления визового режима с теми из «безвизовых» стран, которые являются поставщиками миграционных угроз и при этом не готовы к полноценному сотрудничеству с ЕС в правоохранительных и миграционных вопросах — так же, как крайняя мера антикризисного реагирования.