Второй момент — для малого бизнеса хотят почти вдвое (с 34,7% до 18,1% от минзарплаты — сейчас 960 грн) уменьшить единый социальный взнос в Пенсионный фонд, фонд по нетрудоспособности, безработице. То есть единоналожники будут платить в месяц не 333 грн, а 174 грн, или на 159 грн меньше.
МНЕНИЯ. Кстати, как провластные, так и оппозиционные депутаты-экономисты считают, что НК надо менять и закон примут. По мнению Ляпиной, от фактического запрета плательщикам НДС сотрудничать с упрощенцами бюджет терял с начала года около 500 млн грн. в месяц. «Теперь они бегают и хотят вернуть, хотя мы предупреждали, что получим только убытки, — говорит Ляпина. — Единый соцвзнос (ЕСВ) вообще надо не уменьшить, а сделать добровольным для частного бизнеса — хочешь получать в старости пенсию, плати в ПФ. Обязательными отчисления в ПФ с зарплаты должны быть только для наемных работников».
Глава комитета ВР по вопросам финансов Виталий Хомутынник сказал нам, что комитет за то, чтобы уменьшить ЕСВ для малого бизнеса: «К нам приходят многочисленные обращения, которые свидетельствуют, что предприниматели, работающие на общей схеме налогообложения, сегодня платят слишком большой налог на прибыль — до 50%. Если правительство выступит с предложением пересмотреть ставку ЕСВ для всех категорий плательщиков, мы ее рассмотрим». Вопрос об ограничении регистрации плательщиком НДС изучается, сказал нардеп.
Депутат-коммунист Евгений Царьков говорит, что если ничего не менять, то 220 тыс. предпринимателей свернут свой бизнес. «Власть, похоже, осознала свою ошибку и готова ее исправить, это хорошо. Что бы там ни говорили, а малый и средний бизнес создает рабочие места и исправно платит налоги, надо ему помочь работать, уменьшив ЕСВ и вернуть право платить НДС. А неполученные доходы от ЕСВ как минимум перекроются за счет выхода зарплат из тени, я подсчитывал. Ведь сейчас, чтобы работать без убытков, надо иметь рентабельность не менее 70%». Царьков считает, что изменения примут, во всяком случае, у большинства в ПР замечаний к нему нет. Горина также уверена: изменениям в части плательщиков НДС быть, а уменьшение ЕСВ — вопрос дискуссионный, пока не подсчитано, как это повлияет на наполнение бюджета. Что касается сроков, то эти вопросы рассмотрят после 15 июня, сказала нам Горина.
Сами предприниматели однозначно за изменения. Так «бизнесмен-середняк» Игорь Пахомов, занимающийся полиграфией, говорит, что отменой свидетельств плательщика НДС для тех, кто работает на едином налоге, ситуация сложилась тупиковая: он сотрудничал с многими частниками-дизайнерами, которые оказывали ему услуги по разработке макетов, теперь это ему невыгодно. «Сейчас мы имеем саботаж налоговых каникул, провозглашенных властью, потому что даже те, кто хотел бы создать новое мини-предприятие, чтобы иметь льг оты и работать как плательщик НДС, не могут этого сделать, потому что закон требует иметь оборот не менее 300 тыс. грн. в год, чего с нуля достичь нереально. По всей стране стоит несколько тысяч предприятий во всех сферах, готовых к запуску, но они не могут работать именно по этой причине. Разрешение для упрощенцев быть плательщиками НДС разблокирует бизнес и пополнит казну», — считает Пахомов.
Другой бизнесмен — Михаил С., который занимается мелкими перевозками, говорит, что сейчас для неплательщиков НДС, которые не являются конечными потребителями товара (например, поставка фирмам кулеров с водой), стоимость поставляемой продукции автоматически выросла на 20% (величина НДС), и работать стало гораздо менее выгодно.
Рыночный торговец продуктами Борис Боклан утверждает, что сейчас работает с рентабельностью в несколько процентов, потому что оптовики повышают це ны, а покупателей негусто. Если вернут свидетельство плательщика НДС, ему не надо будет придумывать какие-то подпольные схемы, чтобы закупить продукцию у юрлиц (например, через посредников, что несет дополнительные расходы). Что касается снижения единого социального взноса, то Боклан считает это решение правильным, но говорит, что в Киеве можно платить и нынешний ЕСВ, а вот в регионах, где заработки у торговцев ниже, чем в столице (1000—1500 грн в месяц), снижение его на 170 грн — существенная величина и поможет чуть оживить там бизнес.