Львиную долю средств для реализации программ социально-экономического развития получат наибольшие по площади и численности регионы, а депрессивные регионы могут рассчитывать лишь на 20% этих средств. Оппозиционные депутаты опасаются, что обещанного увеличения финансирования не будет, а наполнение госфонда будет происходить за счет урезания затрат по другим не менее важным региональным программам.
Президент Виктор Янукович в ходе заседания комитета экономических реформ потребовал от Верховной рады до конца текущей VIII сессии принять закон о создании в Украине госфонда регионального развития, а от Кабмина – запустить фонд с 2012 года. По словам главы государства, фонд должен финансировать строительство дорог, энергетические и жилищно-коммунальные сети, создание рабочих мест, малый и средний бизнес. По словам первого заместителя главы администрации президента Ирины Акимовой, в фонде ежегодно будет сконцентрировано не менее 3% от объема расходов общего фонда госбюджета (исходя из бюджета-2011, это 8,4 млрд грн).
Из этой суммы 80% средств будет распределяться по регионам с наибольшей площадью и численностью населения, 20% получат регионы, где ВВП на душу населения менее 75% среднего показателя по Украине. Механизм распределения денег на местах будет следующим: большая часть – 70% – пойдет на решение приоритетных задач, зафиксированных в региональных договорах, по 15% – на финансирование специфических проблем и развитие межрегиональных связей.
«Сложилась ситуация, когда деньги, выделяемые в регионы, распределяются по огромному количеству программ, и в итоге практически все программы полностью не финансируются. Как следствие, бюджетные деньги используются неэффективно. Поэтому в администрации убеждены, что лучше финансировать меньшее количество программ, но самые необходимые и в полном объеме»,– считает госпожа Акимова.
Парламентарии удивлены инициативой создания госфонда, поскольку на данные цели регионы ежегодно получают субвенции из госбюджета. Фактически, по словам члена комитета по вопросам бюджета Владимира Бондаренко (фракция «БЮТ-Батькивщина»), предложенная схема не будет кардинально отличаться от существующей – бюджетные средства, как и ранее, будут сконцентрированы в центре, и Кабмин в ручном режиме будет распределять их на местах. «Верховная рада лишена контроля за распределением бюджетных средств. Нас в комитете уже ставят перед фактом принятых постановлений правительства, а не просят разрешения распределить средства»,– возмущен господин Бондаренко.
Нет гарантий дополнительного увеличения сумм, они могут быть лишь перераспределены между программами. Предложенная идея, как отмечает глава подкомитета по вопросам расходов госбюджета Павел Жебривский («Наша Украина–Народная самооборона»), ликвидирует институт субвенций и будет способствовать финансированию одних программ в ущерб другим. «Это показушность, что они заботятся о регионах. Эффективнее закрепить за регионами определенные налоги, которые бы они администрировали и оставляли. Или закрепить на развитие, например, 3% средств от налога на прибыль»,– говорит депутат.
Наталья Непряхина