«Часто так бывает, что с наступлением трудностей в оплате потребительского кредита размеры всевозможных банковских штрафов становятся непосильными для людей и в несколько раз могут превышать стоимость самого купленного товара. Такая ситуация несправедлива и экономически необоснованна. Иногда дело доходит до маразма — купленный в кредит телевизор или холодильник начинают стоить дороже, чем автомобиль, и человек попадает в безвыходное положение. На этом начинают паразитировать и злоупотреблять коллекторы, доводящие людей до отчаяния. С таким положением дел можно бороться через суды, а можно путем изначального законодательного ограничения размера банковской неустойки», — считает автор законопроекта Фельдман.

«Потребительское кредитование в правовом смысле представляет собой заключение кредитного договора, основное содержание которого содержится в соответствующих законах, — говорит руководитель компании „Фондовый рынок Украины“ Юрий Иванышин. — Фактически, это предоставление банком денежных средств гражданину в целях удовлетворения личных, не связанных с экономической деятельностью потребностей на условиях, установленных договором, где размер, время пользования, степень обеспеченности и иные условия договора устанавливаются в зависимости от разработанного банком положения о соответствующем кредите».

Как отмечает эксперт, при внешней простоте взаимоотношений и устоявшихся норм, их регулирующих, положение сторон не является равным и однозначным. По его оценкам, потребительское кредитование получило большое распространение и стало одной из форм экономического развития общества. «Но на практике неравенство сторон данного правоотношения и специфичность оказываемых банком услуг приводят к тому, что заемщик в несколько раз переплачивает первоначальную сумму займа и проценты по нему», — отметил Иванышин.

По мнению правозащитников, национальное законодательство в системе защиты прав потребителей — одно из наиболее проблемных направлений и нуждается в кардинальном реформировании. Многие потребители товаров и услуг в Украине зачастую становятся жертвами собственной юридической неискушенности, чрезмерного доверия потребительской рекламе и недоверия судебной системе.