Новые стимулы
Изменения в Госпрограмму назрели давно. В Украине, как и во всем мире, понимают: чтобы обеспечить энергетическую безопасность и конкурентоспособность одних только мер по энергосбережению недостаточно. Поэтому — параллельно с борьбой за доступ к дефицитным традиционным энергоресурсам – страны разворачивают противостояние за как можно более оперативное внедрение передовых технологий производства энергии из возобновляемых источников.
Украина пытается наверстать отставание от многих стран и в этой сфере. Изменения в Госпрограмме впервые фиксируют среднесрочную цель нашей страны – достичь 10% производства энергии из возобновляемых источников к 2015 году (ранее лишь проговаривалось, что к 2030 году этот показатель должен составить 30%). Это значит, что уже в ближайшие 3,5 года поддержка инвестиций в «чистую» энергетику будет максимальной. Обновленная программа предполагает установить к 2015 году 5,61 ГВт генерирующих мощностей ветростанций, 1,45 ГВт солнечных установок, 75 МВт малых ГЭС, 791 МВт установок на твердом биотопливе, 111 МВт установок на биогазе, 461,5 МВт мощностей по производству электрической и тепловой энергии из биомассы и 200 МВт – из геотермальных источников.
Ключевым инструментом стимулирования производства «чистой» энергии в мире на сегодняшний день является «зеленый» тариф, который позволяет производителям реализовывать свою энергию в энергосеть с повышенным коэффициентом. Именно благодаря ему в Украине за последний год введены в эксплуатацию первые солнечные и новые ветровые электростанции, а также массово реанимируются каскады малых ГЭС.
Размер «зеленого» тарифа в Украине, в соответствии с мировой практикой, постепенно снижается. Это обусловлено как желанием стимулировать инвестора быстрее приходить в эту сферу, так и необходимостью избежать роста стоимости электроэнергии для потребителей с существенным ростом доли возобновляемых источников в общем энергобалансе страны. Но самое главное – стимулировать инвестора искать новые технологии, чтобы к концу действия льготных тарифов «зеленый» бизнес оставался эффективным. В ряде евр опейских стран зеленые тарифы были введены еще в начале 90-х прошлого века (в Германии – в 1990 году, Дании и Италии – в 1992, Польше – в 1993, Испании – в 1994). Поэтому где-то — они уже закончили свое действие (как в Польше), где-то – только введены, а где-то – уже снижены. В Украине же они начали реально функционировать лишь в прошлом году.
На сегодняшний день у нас тариф получили фактически все предприятия, уже построившие соответствующие станции. На апрель Нацкомиссия регулирования электроэнергетики установила «зеленые» тарифы уже для 80 объектов 44-х компаний, среди которых 6 солнечных станций, включая небольшую станцию в Виннице (установленную на крыше), 5 ветростанций, 2 производителя энергии из биомассы и 67 малых ГЭС. Перечень получивших «зеленый» тариф ежемесяно расширяется. За последний год количество производителей «зеленой» энергии удвоилось. По словам члена НКРЭ Сергея Дунайло, отказов в выдаче «зеленого» тарифа в НКРЭ не было – поскольку процедура его получения прозрачна, а вся информация о необходимых документах и уже получивших тарифы лицензиатах размещена на сайте комиссии.
Кроме того, предусмотрены льготы для производителей альтернативной энергии и в Налоговом кодексе. С начала действия этих норм уже десятки компаний получили соответствующие разрешения. Также в текущем году планируется реализовать программу компенсации кредитных ставок малым и средним предприятиям, которые внедряют энергоэффективные проекты и увеличивают объемы производства «альтернативной» энергии.
Кроме этого закон «Об электроэнергетике» содержит обязательные требования к украинской доле материалов и оборудования, используемых для производства «зеленой» энергии: с 2012 года — не менее 30%, а с 2014го – 50%. Эта норма должна стимулировать иностранные компании не только завозить импортное оборудование, но и создавать новые производства в Украине. Сегодня она вызывает критику у крупных международных игроков – они хотят получить новый рынок сбыта для своей продукции, которой все сложнее конкурировать с китайской. Однако именно благодаря защите собственных производителей оборудования, формированию полного технологического цикла свои лидирующие позиции в мире «зеленой» энергетики за последние несколько лет получили Китай и Индия. Без этого внутренний рынок будет наводнен импортом, и шансы развивать собственные технологии, производить качественные украинские гидротурбины, ветроагрегаты или солнечные батареи будут очень малы. Конечно, пока украинское производство не обеспечивает необходимого объема оборудования, и поэтому нам необходимо стимулировать международных инвесторов создавать высокотехнологичные производства именно на нашей территории. По мнению ряда экспертов, если полностью отказаться от этой нормы эффект от поддержки «чистой» энергетики для экономики будет намного меньшим.
Хорошая копия
К сожалению, Украине пока очень далеко до того уровня поддержки альтернативной энергетики, которую она имеет в странах-лидерах — в США, Китае, Индии или в ЕС. Уже сегодня, например, только ветропарки Германии и Китая в сумме мощнее, чем вся энергосистема нашей страны. Даже Россия тратит четверть бюджета корпорации Роснано на внедрение альтернативных технологий добычи энергии.
Запасы традиционных источников энергии истощаются, а они сами с каждым годом дорожают. В то же время с развитием технологий стоимость киловатта «зеленой энергии» стремительно снижается. По данным исследования Bloomberg New Energy Finance, к 2025 году альтернативная энергия будет стоить дешевле традиционной. В некоторых регионах с благоприятными условиями (например, особо солнечные) стоимость «чистой» энергии уже практически сравнялась со стоимостью тепловой.
Специально для «энергоскептиков» международная компания CMS недавно обнародовала исследование о мерах по поддержке альтернативной энергетики в странах Европы. Выводы для Украины относительно оптимистичны: наши методы работы в этом секторе вполне отвечают мировым практикам. Впрочем, их прямо сравнивать с действиями других стран сложно. Например, в Швейцарии, отдельные «зеленые» тарифы в 2 раза, а в Словении – в 5-10 раз выше, чем в Украине. Размеры же тарифа в тех странах, где он находится на завершающей стадии своего существования, сравнивать с нашими некорректно – у них тариф уже неоднократно снижался, а доля альтернативных источников в энергобалансе уже достаточно велика.
В Испании, по расчетам CMS, налоговые льготы, предоставляемые государством, дают возможность инвестору сэкономить до 10% вложенных инвестиций, а в Голландии – до 44%. Французское правительство предоставляет «альтернативным» компаниям налоговый кредит в размере 50% всей налоговой нагрузки. В Румынии они получают компенсацию до 50% «тела» средне- или долгосрочных кредитов, привлеченных на эти цели из госбюджета. Кроме того, правительство может частично покрыть стоимость земли, оборудования, ноу-хау, лицензий и других расходов для предпринимателей, которые собираются производить альтернативную энергию. Не говоря уже о программах прямой поддержки, которые от страны к стране оцениваются от 150 миллионов до 3 миллиардов евро ежегодных вливаний. Результаты такой политики налицо: Европа, скорее всего, достигнет своей цели в 20% альтернативной энергетики в энергобалансе к 2020 году раньше срока – примерно в 17-18 годам.
Украинские подходы к поддержке производителей «чистой» энергии можно назвать пока достаточно сдержанными. По словам главы Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Николая Пашкевича, государство считает необходимым лишь создавать условия для частного капитала, но не осуществлять прямых инвестиций из бюджета. В ГАЭЭ рассчитывают на каждую бюджетную гривну привлечь примерно 14 гривен частных вложений. Кроме «зеленых» тарифов и налоговых льгот, акцент будет сделан на строительстве новых сетей для подключения альтернативных станций. О необходимости решения этой проблемы уже многократно говорилось экспертами. «Советская система энергообеспечения вытеснила малые станции именно потому, что основывалась на крупных энергообъектах. Сейчас мы должны вернуть энергопроизводителя максимально близко к потребителю. И это шанс для малых и средних компаний, которые могут производить энергию из альтернативных источников, легко получая „зеленый“ тариф и имея гарантированных покупателей на местах», — говорит глава ГАЭЭ Николай Пашкевич.