Среди основных препятствий для увеличения применения форвардных сделок, по мнению специалиста, стоит выделить низкую культуру исполнения контрактных обязательств, отсутствие действенной системы страхования, а также риски значительных ценовых колебаний на рынках ресурсов и аграрной продукции.

«Как следствие, покупатели зерна с форвардом пытаются обеспечить дополнительные гарантии поставки зерна в условиях форвардных контрактов, что делает их непривлекательным для аграриев», — отметил Лапа. По его словам, система страхования только на этапе становления, в частности, на рынок выводятся первые стандартизированные страховые продукты, но в условиях аморфности государственной политики в этой сфере, их стоимость слишком высока для аграриев, что также делает непривлекательной реализацию зерна за форвардом.

Не менее существенной проблемой, по мнению экспертов УКАБ, является ценовая динамика на рынках ресурсов и готовой продукции. Так, в августе-сентябре 2010 года цены на продовольственную пшеницу составляли 1400-1500 грн/тонна. Это означает, например, что в случае реализации норм законопроекта №8163 в нынешней редакции, крестьянам при сотрудничестве с трейдерами необходимо было бы продавать пшеницу урожая 2011 года по биржевым ценам до начала вегетации, т.е. по цене 1400-1500 грн /тонна при условии, что себестоимость производства во многих случаях превышает этот предел. «Как это ни парадоксально, проиграть от такого форварда могут в первую очередь сельхозпроизводители, которые сами не имеют навыков экспортной торговли, из-за того, что цена фиксируется до начала вегетации, а ресурсы продолжают дорожать и дальше» — сказал Лапа.

Он также добавил, что указанные факторы сказываются на деятельности как частных, так и государственных компаний. Подтверждением тому является информация об объемах государственных форвардных закупок в 2011 году. При наличии в Украине более 15 тыс. сельхозпредприятий и 40 тыс. фермерских хозяйств, заключено 500 контрактов, и это касается всех культур.