Документ, без сомнения, революционный: он не только отменяет обязательный ТО для легковых автомобилей, которые владелец не использует для коммерческой деятельности (лишь для частных поездок), но и усиливает ответственность за эксплуатацию транспортных средств, не прошедших ТК, — штраф за это хотят поднять со 170—255 до 340—425 грн, а при повторном нарушении забирать права на 3—6 месяцев.
Кроме того, отменяется доверенность на право управления чужим авто. По мнению главы государства, ТО давно стал анахронизмом, ведь 90% владельцев машин проходят его «через налаженные коррупционные схемы», платя за услугу до миллиарда гривен в год (вопрос решают через знакомых сотрудников ГАИ, хотя там отрицают, что это массовое явление). На безопасность на дорогах отмена ТО не повлияет, утверждается в пояснениях к законопроекту: статистика говорит о том, что из-за неисправности автомобилей случается лишь 0,3% ДТП, а почти 90% — по вине водителей (превышение скорости, проезд на «красный» и т. д.).
Контроль за прохождением авто ТК предложено возложить на страхкомпании. Полис автогражданки, например, таксистам там смогут выдать только после предъявления протокола со станции техобслуживания о том, что машина исправна, — иначе штраф более 2000 грн.
СЭКОНОМИМ
Что же изменится для человека, который ездит на своей легковушке только по делам, а не занимается на ней извозом? Прежде всего водитель сэкономит время и деньги, утверждает юрист Алексей Святогор, ведь сегодня официально пройти ТО стоит около 300 грн (неофициально — более 1000 грн). «Отмена ТО для личных авто — это правильно, ведь подавляющее большинство автовладельцев содержат свои машины в исправности. То же касается и отмены доверенности на право управления, ни в одной стране мира водитель не должен доказывать, что он едет не на краденом авто, если у него на руках техпаспорт», — говорит адвокат Вадим Володарский.
В страхкомпаниях считают, что на выплаты по автогражданке отмена техосмотра для личных машин не повлияет. «Техосмотр и сейчас формальность, поэтому как страховали по ОСАГО, так и будем страховать», — сказала нам топ-менеджер СК «Альфа-страхование» Ирина Бонковская.
ШТРАФЫ
Есть в законопроекте и слабые места. Например, ветеран ГАИ Николай Корчмаренко говорит, что госбюджет потеряет из-за отмены ТО сотни миллионов гривен. Сейчас ТО нельзя пройти, пока не уплатишь все штрафы, в ГАИ это контролируют. А если закон примут, многие просто откажутся платить. Но в МВД считают, что так не будет, и поддерживают законопроект. «В нем учтены все предложения департамента ГАИ», — сказала нам директор департамента по связям с общественностью и СМИ Виктория Кушнир. Речь, в частности, идет о сроках ТК и видах транспортных средств, которые обязаны его проходить.
1. Техосмотр (ТО) транспортных средств заменяется техконтролем (ТК). От него предлагают освободить: легковые автомобили, прицепы к ним, мотоциклы, мопеды, принадлежащие частным лицам и не используемые для бизнеса (только для поездок на работу, на отдых, за покупками) независимо от срока эксплуатации. ТК обязателен: для автобусов и транспорта для перевозки опасных грузов (2 раза в год), для такси, служебных машин и мини-грузовиков после двух лет эксплуатации (раз в два года). Сейчас частные авто проходят ТО раз в два года, коммерческие — раз в год и чаще. За несвоевременное прохождение ТК увеличивается штраф со 170—255 до 340—425 грн.
2. Вводится ответственность водителя за техсостояние автомобиля. Если окажется, что поломка привела к ДТП, это будет отягчающим обстоятельством при определении степени вины водителя.
3. При ТК сократят перечень проверяемых элементов и запчастей. Например, состояние кузова уже смотреть не будут. А по завершении осмотра дадут водителю протокол (сейчас такого нет).
4. Предлагают отменить доверенность на право управления автомобилем, водителю достаточно лишь прав, техпаспорта и полиса автогражданки, а, например, таксисту или перевозчику опасных грузов (бензин) нужна лицензия. Для бизнес-транспорта отменяют маршрутный лист и документы на багаж.
5. Страхкомпании обязаны продавать полисы автогражданки владельцам коммерческого авто только после предъявления ими протокола с лицензированной СТО о прохождении ТК (на личное авто полис обязаны выдать без ТК). СТО должны передавать для контроля в ГАИ данные об автомобилях, прошедших ТК, а страхкомпании — данные о договорах ОСАГО (автогражданка). За выдачу страховщиком полиса без протокола ТК на коммерческое авто — штраф 1700—2040 грн.