Небогатый позитив

Безусловный позитив – это то что режим пошлин предусматривает (как минимум де-юре) равные условия для всех участников рынка, чего не мог обеспечит механизм квотирования. Если процедура распределения экспортных квот была неконтролируемой и непрогнозируемой участниками рынка (тому подтверждение – получение рекордных объемов квоты малоизвестной компаний «Хлеб Инвестбуд»), то механизм пошлин выглядит более прозрачно и преимущества получат игроки, предложившие наиболее привлекательную цену.

Однако при этом обращает на себя внимание тот факт, что законопроект №8321 не гарантирует, что наряду с пошлинами в Украине не будут введены другие виды ограничений, тоже квотирование. На сегодня ни один законодательный акт в Украине не запрещает такого симбиоза ограничений. Однако если правительство обеспечит прозрачность распределения вырученных от уплаты экспортных пошлин средств в пользу аграриев, то для украинского АПК это будет иметь выраженный позитивный эффект. По мнению экспертов, оптимальным был бы механизм, по которому средства полученные от пошлин на экспорт пшеницы должны быть распределены между аграриями –производителями этой культуры пропорционально заявленным им посевным площадям.

Еще один (хоть и условный) позитив этого законопроекта – то, что рынок узнал нюансы ценообразования в новом сезоне. Если пошлины будут введены в оговоренных размерах, то для агрария это будет означать пропорциональное снижение закупочных цен. «Вряд ли мы сможем убедить покупателей например из Северной Африки что нужно платить за украинское зерно на 20-23 евро дороже. Значит, эта сумма будет отминусована у сельхозпроизводителя» — констатирует Владимир Лапа.

Первые последствия можно заметить уже сейчас. В частности, эксперты и сами чиновники высказывают обеспокоенность темпами сева ячменя – аграрии не очень охотно сеют эту культуру. Официальная причина – неблагоприятные погодные условия нынешней весны, однако ставка пошлины в 23 евро, на которую будет снижена закупочная цена не способствует популярности этой культуры.

СПРАВКА

До сих пор украинское правительство прибегало к единственному методу регулирования экспорта – квотированию
Напомним, что квотирование экспорта зерна, первоначально введенное правительством в начале октября 2010 года на срок до 31 декабря 2010 года, в конце прошлого года было продлено до 31 марта 2011 года. При этом суммарный размер квот увеличен на 1,5 млн тонн – до 4,2 млн тонн. Квота на экспорт кукурузы увеличена с 2 млн тонн до 3 млн тонн, пшеницы – с 0,5 млн тонн до 1 млн тонн. в конце марта Кабинет министров продлил квотирование экспорта зерна до 1 июля 2011 года, одновременно увеличив квоту на кукурузу на 2 миллиона тонн.

За это время квоты распределялись дважды способом, вызвавшим затем резкую критику со стороны участников рынка: Кабинет министров постановлением от 10 ноября 2010 года ограничил срок приема заявок, поэтому многие экспортеры просто не смогли получить выводы Минагропрода и подать заявки.