Лукашенко отметил, что «нефть за последние несколько месяцев подорожала в два раза», хотя на самом деле нефть выросла в цене не так значительно: в начале января баррель европейской нефти марки WTI стоил чуть меньше ста долларов за баррель, а в середине апреля торгуется в районе 120 долларов.
Президент Белоруссии также сказал, что из-за нефти подорожал газ, значительно выросли цены и на другое сырье, которое практически не добывается в стране. «ВВП за этот год вырос на рекордные 11 процентов, промышленность — на 12 процентов, а валюты в стране все равно не хватает », — признал Лукашенко.
Ранее президент Белоруссии называл другую причину валютного кризиса. В начале апреля он пояснил, что спрос на валюту связан с тем, что летом Белоруссии предстоит повысить таможенные пошлины на импортные автомобили. Это решение было принято в рамках выполнения обязательств по Таможенному союзу.
Валютный кризис поразил Белоруссию еще в конце 2010 года, когда население стало скупать валюту, опасаясь девальвации местных рублей. В начале 2011 года кризис пошел на спад, однако затем в белорусских СМИ стали появляться сообщения о том, что спрос на доллары и евро вновь начал расти. В части обменников запасов валюты уже не осталось, в других за ней выстаиваются очереди.
Белорусские власти информацию о девальвации называют слухами и призывают граждан не паниковать. Чиновники также принимают различные меры для ослабления давления на белорусский рубль. В частности, они ограничили выдачу валюты по банковским картам за рубежом, перестали продавать валюту финансовым организациям для последующей перепродажи населению и запретили продавать золото за местную валюту.