Рост доходов граждан не так заметен, но он есть: по данным экспертов, люди все больше начали покупать автомобилей, продажи отдельных марок которых уже вышли на докризисный уровень. И пусть это не дорогие модели иномарок, как было до кризиса, а в основном скромные и многократно критикуемые ВАЗы и «Ланосы», но уже хорошо, что у людей появляются деньги хоть на какие-то «колеса». Причем многие покупают машины в кре дит, что тоже радует, ведь это значит, что все больше оживает «кровеносная система» экономики — ба нки.
Наконец-то реанимируется строительство. Пока немного, но начали как завершать старые проекты, так и начинать новые. «Оживление есть, — говорит глава Ассоциации строителей Украины Милан Паевич. — Создана Конфедерация строителей, производителей стройматериалов и девелоперов, это должно дать более оптимальное сотрудничество. Но без ипотеки сложно надеяться на серьезный рост. Пока же НБУ не дает комбанкам долгосрочного рефинансирования, а самим им взять длинных и недорогих денег негде».
Вице-президент Конфедерации Александр Ротов разъяснил нам, что оживление началось с одного миллиарда гривен, который дало правительство на строительство соцжилья. «В 2012 году Азаров обещал дать 10 млрд грн, этого уже хватит, чтобы закончить и продать заметные объемы жилья, которые уже почти готовы», — считает Ротов.
В том, что возобновилось бюджетное финансирование строительства соцжилья, «Сегодня» убедилась лично — ударными темпами строится 16-этажка на 180 квартир на ул. Борщаговской в Киеве, заказчик — КП «Спецжитлофонд». Договор на строительство был заключен еще три года назад, но помешал кризис, а теперь деньги появились. «Дом стоит 90 млн, 70% стоимости квартиры оплатят очередники, которые стоят на учетах в райадминистрациях, 30% покроет киевская администрация, — говорит Андрей Перегуда, замдиректора КП «Спецжитлофонд». — Если будет стабильное финансирование, через 20 месяцев закончим.
Очередникам достанется 60% квартир, стоимость 5—5,5 тыс. грн за кв. м. Все остальное выставят на продажу по 11—12 тыс. грн». По мнению эксперта Зои Федоровой, дом на Борщаговской — счастливое исключение: «Большинство домов стройкомпании не могут закончить, потому что деньги инвесторов съели кризис и инфляция. А дешевая ипотека — миф».
За март в Украине было реализовано рекордное количество новых автомобилей за последние два года — 18,8 тысячи. Это более чем на 70% больше, нежели было продано в феврале, и на 50,03%, чем в марте 2010-го. Об этом сообщает информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. Правда, это все равно составляет только 40—45% от докризисного уровня, но эксперты ждут дальнейшего роста.
Круче всех продажи выросли у «Шевроле» и «Фордов» — более чем в два раза. Правда, по продажам они занимают 7 и 10 места. Лидерами остались ВАЗ и ЗАЗ.
По мнению гендиректора консалтинговой группы Олега Омельницкого, дело в том, что на поправку идет автокредитование: «Если в прошлом году в кредит было куплено 14% авто, то в скором времени показатель достигнет 20%», — говорит он. А гендиректор компании-дилера «Мазда» и «Сузуки» «Авто Интернешнл» Елена Дунина считает, что сказалось возобновление спроса корпоративных клиентов — с 3—4% доли в продажах авто в кризисные времена до нынешних 10%. Дилеры считают, что с новыми тенденциями, в апреле, возможно, установится новый рекорд. Как разъяснил нам исполнительный директор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олег Назаренко, причин увеличения покупки машин — две.
Объективная — в 1,5 раза выросли объемы кредитования — если в декабре в кредит продали 14% машин, то в марте — более 20%, и рост выдачи кредитов сохранится. И субъективная — в связи с катаклизмами в Японии вырос спрос на «японцев» — те, у кого есть на них деньги, опасаются, что «Хонд» и «Тойот» на рынке станет намного меньше и они существенно подорожают. «В этом году продажи на авторынке увеличатся на 20% от прошлого или в штуках это свыше 30 тыс. машин. Думаю, за 2011 год украинцы купят более 200 тысяч автомобилей», — говорит Назаренко.
Правительство решило урегулировать вопрос с кредитованием физлиц под покупку товаров. В принятом постановлении расписано, кому могут продать взаймы автомобиль, холодильник или стиральную машину, а кому, увы‚ откажут. Выделим основные моменты:
1. При возврате некачественного товара, взятого в кредит, покупателю должны вернуть потраченные деньги с процентами;
2. Как и раньше, для получения кредита нужна справка о доходах с места работы, но выдадут ее всего один раз. То есть пока один кредит не погашен, взять второй займ без справки не удастся;
3. Тем‚ у кого взыскивают 50% зарплаты по исполнительным листам (алименты, возмещение ущерба)‚ справку, а значит и кредит, не дадут;
4. Платежи по кредиту не могут превышать половины доходов покупателя (то есть, если вы берете кредит на полгода, его сумма не может превышать трехмесячной зарплаты, годичный кредит — зарплаты за 6 месяцев, и т.д.), но данная норма не касается покупок автомобиля, там залогом выступает застрахованная машина;
5. Оплата по кредиту может производиться только один раз в месяц.
Эксперты «Сегодня» считают, что постановление правительства частично защитит потребителя, который теперь не сможет влезть в неподъемную долговую кабалу и уменьшит невозврат кредитов. По мнению аналитика МЦПИ Александра Жолудя, это не приведет к уменьшению кредитов, потому что после кризиса не так много людей, которые «оптом» набирают в долг на огромные суммы телевизоры-холодильники, не думая о том, из каких доходов они будут расплачиваться. Но эту норму легко обойти, считает Жолудь: например, муж берет один кредит, жена другой, а взрослый сын — третий.
Директ ор департамента организации продаж банка «Финансы и кредит» Игорь Шевченко к постановлению относится скептически: «Неясно, как предприятия будут контролировать, погасил его работник кредит или нет, если он придет за справкой для нового кредита, а если человек сменил место работы, это и вовсе нереально. А норма о том, что при продаже некачественного товара в рассрочку, покупателю обязаны по его требованию вернуть не только выплаченные за товар деньги, но и проценты, позволит недобросовестным покупателям бесплатно пользоваться покупкой, но еще и на этом зарабатывать: мол, сломалась, заберите обратно».
«Резкого, в один момент, улучшения жизни, прежде всего в бытовом плане, нам ожидать не приходится, оно будет постепенным, эволюционным, — считает экономист Александр Жолудь. — Начало положит рост зарплат на производстве, где трудом людей создаются материальные ценности, а значит растет прибавочная стоимость. Далее за счет увеличения отчислений на зарплаты в бюджет и Пенсионный фонд можно повысить выплаты бюджетникам и пенсии пенсионерам. Часть этих денег наверняка попадет на банковские депозиты, которые начнут работать — пойдут на кредитование, в том числе и потребительское. На сегодня уровень объемов выплаченных и выданных кредитов сравнялся, но при этом ипотека сокращается, возвращенных кредитов больше, чем выданных. Это означает, что люди пока могут позволить себе взять только небольшие займы в банках — на бытовую технику, автомобиль. Но их становится все больше».
Что касается возобновления ипотеки, то необходимо прежде всего удешевить стоимость жилья, чтобы простой человек мог купить квартиру в долг не за заоблачные 50—100 тысяч долларов, которые он выплатит через десятилетия, а как минимум на треть дешевле, считает экономист, экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий. И здесь важна роль государства, прежде всего усиление борьбы с коррупцией, ведь не секрет, что цену жилья на 25—30% удорожают откаты чиновникам, выдающим разрешения и согласования на строительство. «Премьер Азаров смог договориться с некоторыми строителями о 30%-ном снижении цен на доступное жилье, пообещав им избавление от коррупции, но этого мало, коррупционеров надо искоренять в масштабах страны, тогда остальным станет жить на треть легче», — говорит Лисицкий.