Окончательного согласия на присоединение к ТС господин Путин не получил ни от премьера Николая Азарова, ни от президента Виктора Януковича. Более того, источники утверждают, что глава государства заявил российскому премьеру, что от интеграции с ЕС Киев отказываться не собирается.

Азаров рассказал о том, что за прошедший год «наши страны продемонстрировали достаточно высокие темпы развития взаимной торговли». По его словам, объем торговли увеличился на 1,6% и составил почти 42 млрд долларов, «что превышает докризисный 2008 год». В ответ господин Путин одобрительно кивал. У него также нашлись теплые слова в адрес Украины. «Действительно, мы наблюдаем бурное восстановление торгово-экономических отношений за прошлый год, и мы уже превысили докризисный уровень,– заявил российский премьер.– Украина заняла прочное третье место, после Германии и Китая, в ряду важнейших торгово-экономических партнеров России». Из дальнейших выступлений следовало, что обнародованные объемы торговли – это не предел. Они могут быть и больше в случае, если отношения между странами станут теснее, например в рамках Таможенного союза (ТС) с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

О возможном вступлении Украины в ТС во всеуслышание заговорили в начале апреля, после того как Валерий Мунтиян, уполномоченный Кабинета министров по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества в интервью заявил, что «в июле, если будет соответствующее решение Конституционного суда и завершится проведение внутригосударственных процедур, мы сможем присоединиться к протоколу о создании Таможенного союза».

Спустя несколько дней президент Виктор Янукович впервые назвал формулу, по которой будет проходить сближение Украины с ТС. «Дальнейшее развитие взаимоотношений с Таможенным союзом будет основываться на новой договорной базе – соглашении о свободной торговле и возможном пакетном соглашении о сотрудничестве по формуле „3+1“,– сообщил глава государства в своем ежегодном обращении к Верховной раде.

Первым из участников заседания, с некоторой опаской, о ТС заговорил Николай Азаров. „Мы внимательно наблюдаем за формированием и развитием Таможенного союза и, безусловно, рассчитываем, что введение в действие Таможенного кодекса не окажет негативного влияния на условия торгово-экономического сотрудничества Украины и России, а применяемые каждым государством – членом этого союза в торговле с Украиной ограничительные меры не будут распространяться на остальных участников данного объединения“,– заявил господин Азаров.

Слушая его, Владимир Путин то и дело переговаривался с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым. Следует отметить, что до встречи глав правительств состоялись переговоры первых вице-премьеров Украины и России Андрея Клюева и Игоря Шувалова. Как заявил после них господин Шувалов, Россия надеется на то, что «украинская сторона внимательно изучит наши предложения относительно интеграции в рамках ТС».

«Что касается Таможенного союза и его политики в отношении третьих стран, здесь я больших проблем не вижу – они не должны возникнуть и не будут возникать»,– успокоил украинского коллегу господин Путин.

Владимир Путин, открыто не призывая Киев вступать в ТС, тем не менее сделал все, чтобы в Украине поняли – выгода от такого сотрудничества для страны очевидна, чего нельзя сказать о сотрудничестве с Евросоюзом. «Уровень таможенной защиты стран ТС – примерно 10,5%, а уровень таможенной защиты Украины в ВТО – 4,5%. Поэтому у нас возникает опасение, что если на таких же условиях будет создана зона свободной торговли с Евросоюзом, значительная часть товаров не будет востребована на внешних рынках, и эти товары могут начать поступать из Украины на нашу таможенную территорию,– заявил господин Путин и предупредил: – В этом случае нам придется вводить защитные меры».

При этом глава российского правительства подчеркнул, что все переговоры между Украиной и Россией должны вестись «с открытыми картами». «Все решения должны приниматься, как говорят у нас в народе, на ясном глазу»,– заявил он, после чего снова приступил к перечислению выгод для Украины.

«Если посмотреть на расчеты экспертов, то при продвижении на этом пути прямой выигрыш Украины будет составлять, по нашим данным, от 6,5 млрд долларов до 9 млрд долларов в год,– сообщил Владимир Путин.– Годовой рост ВВП Украины достигнет 1,5-2%, и это только от принятых административных решений в сфере интеграции».

Украина в лице Николая Азарова открыто не отказалась от перспектив тесного сотрудничества. Между тем сложилось впечатление, что украинского премьера интересует решение не глобальных проблем, а вполне конкретных – например, подписание нового договора о поставках российского газа. В своем выступлении он также успел попросить ускорить рассмотрение предложения Украины по установлению в 2011 году квоты на беспошлинную поставку 100 тыс. т украинского сахара и заявил, что рассчитывает на ускорение процесса подготовки кредитного соглашения со Сбербанком России для привлечения средств на строительство третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС.

После встречи с господином Азаровым российский премьер встретился с президентом Виктором Януковичем. На открытой части переговоров о ТС или зоне свободной торговли с ЕС они не сказали ни слова. В то же время, как утверждает источник, знакомый с ходом закрытой части переговоров, Владимир Путин не получил прямого согласия от Виктора Януковича на вступление Украины в ТС.

«Хотя прогресса в переговорах Украины с ЕС относительно ЗСТ нет, а на поиск компромисса по некоторым вопросам у нас могут уйти годы, Виктор Янукович задекларировал такую позицию: Украина интегрируется в Евросоюз, в Таможенный союз не вступает, а будет придерживаться заявленной формулы „3+1“,– заявил источник.