Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценен еще в 0,5 миллиарда долларов, от снятия технических барьеров – в 1 миллиарда долларов. Общая выгода Украины от присоединения к Таможенному союзу и участия в Едином экономическом пространстве в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) может составить 6-10 миллиардов долларов. В РАН считают, что неучастие Украины в ТС и формирование зоны свободной торговли с ЕС ухудшит экономическое сотрудничество с Россией: «В случае ожидаемого дальнейшего повышения цен на газ энергоемкие металлургический и химический комплексы Украины, генерирующие максимальную прибыль и являющиеся локомотивами экономического роста, останутся за пределами зоны рентабельности и будут вынуждены свернуть значительную часть экспортного производства».

Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец рассказал, что исследование было проведено по заказу администрации президента. «Это первое такое исследование, в котором мы пытались проанализировать плюсы и минусы вступления в ТС», – сказал он. Ученый пообещал за 4 месяца провести анализ влияния членства Украины в ТС на выпуск продукции базовыми отраслями ее экономики, что позволит оценить воздействие и на прирост ВВП.

Правительственный уполномоченный по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян ранее, ссылаясь на расчеты Минэкономразвития, заявлял, что вступление в ТС ускорит ежегодные темпы роста ВВП Украины на 0,95-1,01 процентного пункта.

Однако не все эксперты так безоговорочно солидарны по поводу материальной выгоды Украины от вступления в ТС. Профессор Киевской школы экономики Александр Шепотило уверен, что членство Украины в ТС даст быстрый, но разовый экономический эффект. «Учитывая, что со странами Таможенного союза мы и так имеем зону свободной торговли с минимальными ограничениями, прямой эффект от их отмены будет незначительным,– говорит он.– Поэтому основной результат последует от снижения цен на энергоносители». Однако ценовая льгота может привести к появлению у Украины проблем в торговле со странами–членами ВТО.

«Скидка лишает нашу экономику стимулов для модернизации. Кроме того, она может быть воспринята как скрытая поддержка, что способно привести к антисубсидиарным расследованиям в отношении нашей продукции. При этом мы увеличиваем зависимость от российского рынка и становимся по примеру Белоруссии зависимыми от российских властей»,– отметил эксперт.

Как отмечает источник, риски частично признает и Валерий Геец, ведь исследование не учитывает возможного ухудшения торговли с другими странами: «Мы проанализировали лишь прямое влияние вступления, однако, помимо взаимоотношений с ТС, существует ряд других проблем, которые также необходимо решать». Основным недостатком членства в ТС является отсутствие стимулов для модернизации украинской экономики, добавил господин Геец.

По оценке президента Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимира Щелкунова, вступление в ТС ограничивает возможности Украины по заключению договоров о свободной торговле с другими странами. «Бизнес всегда заинтересован в отмене торговых барьеров. Однако мне скорее кажется оптимальным развитие свободной торговли с максимальным числом стран, чем участие в Таможенном союзе. Ведь свободная торговля – бизнес в чистом виде, а ТС – в первую очередь наднациональный орган»,– уверен эксперт.