Проект Drive Now, который с апреля стартует в баварской столице, представляется довольно соблазнительным. В отличие от традиционной аренды машины, новый проект, придуманный BMW и прокатной фирмой Sixt, не предусматривает фиксированного места приема и сдачи: автомобиль можно оставить где угодно. Найти машину клиент может на специализированном сайте, а открыть ее и завести двигатель — с помощью специального персонифицированного чипа.
Предполагалось, что машины будут раскрашены во все цвета радуги, чтобы спровоцировать спонтанное желание прокатиться. Концепт Drive Now, представленный на этой неделе в Мюнхене, оказался скучнее. Для поминутной аренды предназначаются автомобили неярких цветов. На этом настояли представители автоконцерна BMW, которому принадлежит 50% совместной фирмы.
Преимущества Drive Now первыми смогут оценить жители Мюнхена, где наготове три сотни машин. На очереди Берлин, а также другие крупные города Западной Европы. Цена услуги: 29 евро за регистрацию в базе данных, а далее 29 центов за минуту пользования.
«С некоторых пор руководство автоконцернов интересует новый тип водителей. Это молодой горожанин, которому не нужна собственная машина, который предпочитает автобус или метро, но иногда хочет быть мобилен», — поясняет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Издание отмечает, что BMW ничего особенно нового не придумывает, по сути лишь следуя за конкурентами из Daimler.
В рамках Drive Now концерн BMW поставляет машины. Sixt, в свою очередь, занимается сервисом. Точно такой альянс образовали Daimler и Europcar, год назад запустившие в Ульме эксперимент под названием Car2go: там к услугам любителей спонтанной езды 300 машин Smart, оснащенных солнечными батареями.
Экологичным организаторы называют и проект Drive Now. Однако у природоохранных организаций это утверждение вызывает сомнения. Вместо того чтобы ездить на трамвае или в метро, люди могут в любой момент сесть за руль автомобиля, загрязняющего окружающую среду вредными выбросами. Ученые из Вупперталя, изучавшие потенциал сarsharing, то есть совместного использования автомобиля, выяснили, что его экологический эффект ничтожен: он не снижает количества машин на дорогах. Сомнения, видимо, есть и у властей баварской столицы. Лицензия на свободную парковку действует до 2014 года. К этому времени транспортное ведомство Мюнхена должно рассчитать плюсы и минусы Drive Now для города.
Сarsharing в Германии не пустой звук. Первый центр был открыт еще в 1988 году в Берлине, на сегодня этим сервисом пользуется около 100 тысяч немцев. Они покупают абонемент, дающий возможность пользоваться машиной из любого специализированного центра (они есть в 250 городах ФРГ). За пользование авто взимается дополнительная плата. В среднем одной машиной пользуется 20-25 человек. Потенциал рынка совместной автомобильной аренды был до последнего времени ограничен. Многих смущали организационные неудобства: обычно машину нужно заказывать заранее, не забывая указывать и срок пользования. В принципе, сбываются ожидания института исследования климата и альтернативной энергии в Вуппертале. Пять лет назад ученые выяснили, что если сервис по совместной аренде машин будет улучшен, то им регулярно готовы пользоваться, как минимум, 5 млн немцев.
Очевидно, что автомобильные гиганты готовятся к временам, когда власти будут вынуждены ограничивать использование легкового автотранспорта. Уже сейчас крупные города едва справляются с транспортным потоком. Проекты, подобные Drive Now и Сar2go, можно назвать ответом и на запросы немецкой молодежи: у 75% молодых жителей шести крупнейших городов в Германии есть водительские права, но только 45% регулярно водят машину. 80% немцев в возрасте от 20 до 29 лет убеждены, что, проживая в городе, иметь собственную машину необязательно. Число автовладельцев младше 30 лет за последние 10 лет уменьшилось вполовину. «Возможность жить без машины становится все более значимой», — констатирует автомобильный эксперт Герд Лотзипен, предсказывая дальнейший рост популярности такси и арендуемых авто.