В последние месяцы неожиданное развитие имели события вокруг проектов в Черном море. Во-первых, на  встрече в Баку в сентябре прошлого года президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Грузии Михаила Саакашвили и президента Румынии Траяна Бэсеску, а также премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, было объявлено о начале проекта по сжиженному природному газу (СПГ)- проект AGRI. Это первый проект СПГ в Черном море. 

Во-вторых, в декабре 2010 года правительство Украины приняло перечень национальных проектов и постановило их реализацию  приоритетной. Номером один среди них является строительство регазификационного терминала вблизи черноморского порта Одессы.

В-третьих, во время рабочей встречи 9 марта премьер-министра РФ Владимира Путина с министром энергетики РФ Сергеем Шматко,  В.Путин заявил, что необходимо рассмотреть как возможную часть реализации проекта «Южный поток» строительство предприятия по сжижению газа на территории России в южном регионе на берегу Чёрного моря.

Стоимость строительства терминала СПГ, а также как терминала по регазификации - высокая, в пределах 1-2 млрд евро. Необходимо тщательно рассмотреть, где вы получите газ, способы передачи газа потребителям и кто будет платить за все это. Что касается потребления, то первоначальную идею относительно катарского СПГ можно убрать из-за позиции Турции: перегруженный Босфор - не вариант для прохождения танкеров СПГ.

Таким образом, газ должен прийти внутри границ Черного моря. Азербайджан является номером один в качестве поставщика газа и до недавнего времени был единственным. Проект AGRI предусматривает пять этапов: транспортировку азербайджанского газа по существующему трубопроводу на запад через Грузию в черноморский порт Кулеви (нефтяной терминал, принадлежащий Азербайджану); сжижение газа в Кулеви, доставка сжиженного продукта танкерами в румынский порт Констанца; регазификация и доставка продукта в систему трубопроводов Румынии, отчасти для потребления в этой стране; и доставка остатка в Венгрию для использования в этой стране, а также для потребления в Австрии и дальше на территории ЕС. Выглядит хорошо, но сейчас, в свете последних российских новостей, «Газпром» вполне в состоянии построить собственный завод по производству СПГ.  Идея такого проекта, даже на начальном этапе, может навредить развитию проекта AGRI и подорвать всю концепцию диверсификации поставок газа.

Отметим, ни один из проектов в Черном море невозможен без участия Турции. Таким образом, разумно предположить, что Турция может изучить возможность участия в развитии рынка СПГ в Черном море. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, поскольку Турция является ключевой страной для трубопровода «Набукко», который получил приоритетный статус в ЕС, и  имеется договоренность с Туркменистаном о поставках газа для «Набукко», Турция могла бы рассмотреть поставки газа из «Набукко»  по берегу Черного моря, скажем, в Трабзон или Самсун, и построить собственный терминал СПГ. Но это потребует твердой договоренности от поставщиков - Азербайджана и Туркменистана, которые могли бы обеспечить достаточные объемы газа. Другой вариант заключается в использовании газа из Северного Ирака, его доставку к Черному морю, в Самсун, с вариантом разжижения его там.

Вопрос о том, все ли из этих проектов СПГ вокруг Черного моря станут реальностью, является очень интересным. Энергетическая безопасность для прибрежных государств зависит от существования различных поставщиков газа. Последнее антимонопольное законодательство, принятое Европейской комиссией, создает проблемы для «Газпрома», владеющего и управляющего трубопроводами на территории ЕС. Регазификация терминалов имеет смысл, если есть достаточно газа, что означает, что страны-участницы AGRI проекта и турецкие компании должны думать быстро.