Утро. На часах 7:30. «Да где же она, черт возьми?!» - нервничает Александр Гордиенко, 23-летний банковский менеджер. После 20 минут ожидания на морозе он покидает длинную очередь и идет на трассу ловить попутку. Убедившись в тщетности этой попытки, с удрученным видом возвращается обратно.

Наконец-то появляется маршрутка, забирает Гордиенко, а с ним еще 18 человек и увозит их в Киев. Завистливые взгляды тех, кто остался ждать следующий автобус, провожают счастливчиков на работу.

В этом вынужденном флешмобе ежедневно участвуют минимум 1 тыс. жителей 30-тысячного Обухова, городка, расположенного в 40 км от Киева. «А что делать? На работу как-то нужно добираться», - разводит плечами Гордиенко.

Закончив учебу полтора года назад, он ежедневно ездит в столицу на работу из другого города, затрачивая на дорогу ежедневно как минимум три часа. Таких, как он, тысячи - тех, кто просыпается утром в одном городе, а на работу едет в другой.

Экономическая пропасть между регионами и Киевом достигла гигантских размеров. Официально средняя зарплата в столице на треть выше, чем доход по стране. Реально - в разы. Кроме того, быстро растущая столица гарантирует карьерный рост, чего не скажешь о маленьких городках Украины.

Вот почему даже жители соседних областей, не пугаясь расстояний, каждое утро садятся в междугородний транспорт и мчатся в Киев. Вечером на тех же колесах едут переночевать домой. Только из Белой Церкви, помимо двух полных электричек, каждый рабочий день в Киев выезжают до 100 маршруток. Часть «заробитчан» добираются на место работы на своих авто и попутках.

По данным исследования, проведенного международным кадровым порталом hh.ua, основной процент иногородних соискателей, желающих работать в Киеве, не меняя своего места жительства, отдают предпочтение торговле, фармацевтике, охранному бизнесу, транспортным перевозкам, например работе в такси. Совсем небольшой процент претендует на высший менеджмент в компаниях.

«Соискатели из областей соседних с Киевской, отдают предпочтение вакансиям, где работа ведется вахтовым методом или в ночную смену», - резюмирует Илона Цывинская, HR-директор портала hh.ua.

Четверть жизни в пути

Инна Иванченко, жительница Белой Церкви (80 км от Киева) уже третий год подряд встает в 5:30 утра, чтобы успеть на раннюю киевскую электричку. Иванченко работает кредитным представителем в банке Ренессанс Кредит. Она говорит, что на этой должности в Белой Церкви можно заработать столько же, сколько в Киеве.

«Но в Белой Церкви нет никакой возможности карьерного роста, - рассказывает она. - Хочется развиваться, а наш городок развиваться не позволяет. Я же всегда стремилась к чему-то большему. Так я и попала на электричку № 83, которой многие жители нашего города добираются в Киев».

Некоторые из белоцерковских трудовых мигрантов за время, проведенное в дороге, уже настолько сдружились, что совместно проводят досуг и отмечают праздники. «У нас образовалась своя компания, которую мы называем »коллектив электрички«. Можно сказать, у нас своя маленькая жизнь», - говорит Иванченко. Жизнь в дороге в данном случае не метафора.

Ввиду того что дорога в оба конца отнимает ежедневно до пяти часов, у Иванченко, как и у многих других ее товарищей по электричке, свободного времени не остается. Домой она добирается к девяти вечера. «Получается, что пять дней в неделю я только на работу езжу, - сетует украинка. - Даже покушать приготовить и то времени нет».

Наиболее массово на заработки в Киев едут автолюбители. Например, из соседнего Чернигова (150 км от столицы). Арифметика простая. В Чернигове минимальная стоимость проезда на такси - 12 грн., в Киеве - вдвое выше, да и заказов больше. За последний год такси с номерными знаками АМ (Житомир) и СВ (Чернигов) в столице стали более частым явлением, чем машины с киевской пропиской (АА).

Вячеслав Николенко, директор Авалон-Такси, говорит, что среди таксистов, работающих в столице, иногородних больше половины.

«В основном едут из пригородов - Борисполь, Васильков и т. д., - рассказывает Николенко. - На моей памяти, правда, был один экстремальный случай, когда человек приезжал из Полтавской области [350 км], работал сколько мог. Иногда около 16 часов за рулем проводил и затем уезжал домой».

Не менее экзотическое турне ежедневно совершает Мирослава Кочин. Она живет в Житомире, а работает тестировщиком программного обеспечения в киевской компании Софтэнжи. Билет в оба конца обходится ей в 70 грн. То есть в месяц на дорогу уходит около 1,5 тыс. грн. и как минимум 100 часов.

«Мне повезло, что офис компании находится на [район метро] Житомирской, недалеко от места остановки моей маршрутки, и не нужно тратить время на проезд по Киеву», - рассказывает Кочин. Найти работу в IT-сфере соответствующего уровня и с достойной оплатой в Житомире сложно. По словам Конич, зарплаты айтишников в их городе на треть ниже, чем в столице.

Оксана Довбий, представитель кадрового агентства Азбука, говорит, что в ее родном Полтавском регионе дела обстоят ничуть не лучше. Средняя зарплата здесь - 1,5 тыс. грн. Но даже за такой мизер условия труда кабальные.

Высокое, по сравнению с областями, жалованье - ключевой магнит столицы. Средняя зарплата по Украине - 2,3 тыс. грн. В Киевев этот показатель - около 3,5 тыс. грн. Принципиальная разница для того, чтобы не засиживаться в провинции.

До Киева довели

Андрей Быченко, директор социальной службы Центра Разумкова, считает, что отсутствие работы на периферии - результат провальной государственной политики. «Основные налоги и сборы идут в госбюджет, откуда их уже распределяют на регионы, - говорит эксперт. - Этих средств катастрофически не хватает на развитие и создание рабочих мест в регионах».

Кроме финансовой отсталости на дно провинцию тянет отсталость техническая. Проникновение интернета, ключевого средства коммуникации, продвигается черепашьими темпами. По данным bigmir.net, 58% украинских интернет-пользователей являются жителями столицы и Киевской области. В соседнем Житомире этот показатель составляет 0,25% - один из худших показателей в стране.

В 2010 году на конференции в Киеве координатор отдела Совета Европы по вопросам медиа и информационного общества Ли Хиббард вывел любопытную социальную формулу. Увеличение уровня проникновения фиксированного интернета хотя бы на 10% влечет за собой 1,3%-й рост ВВП. Соответственно, технологическая отсталость областей убивает рынок труда.

По словам Татьяны Макаревич, менеджера из житомирского рекрутингового агентства HR-Service, в ее городе немного высокотехнологичных компаний. Есть, правда, предприятия мясо-молочной, кондитерской промышленности, бумажный комбинат. Но туда если требуются рабочие руки, то в основном низкой квалификации.

«Молодежи с высшим образованием приходится работать не по специальности», - констатирует житомирский кадровик.

Один из пассажиров белоцерковской электрички, Александр (фамилию просил не называть), работает в сфере инвестиций и финансов. На вопрос Корреспондента о том, что его заставляет ежедневно четыре часа проводить в дороге, отвечает: «А Вы зайдите в интернет и посмотрите, какие рабочие требуются в Белой Церкви. Сплошные грузчики и торговцы. А я экономист и хочу развиваться в этой сфере».

 «Они [работодатели] понимают, что у людей нет выхода, - негодует еще один из пассажиров белоцерковской электрички, не пожелавший, чтобы его имя упоминалось, - и выжимают из своих работников последнее».

Столица уплотняется

Ежедневно в Киев въезжает около 250 тыс. иногородних автомобилей. Город перегружен. Дороги, мосты, переезды - все это разрушается на глазах у горожан.

Вместе с тем киевлянам грех жаловаться на судьбу. Каждый десятый предприниматель Украины зарегистрирован в столице. Годовой бюджет Киева вдвое больше суммарного бюджета пяти соседних областей - Житомирской, Полтавской, Черниговской, Черкасской и Винницкой.

По данным Госкомстата, в 2010 году прибыль предприятий, зарегистрированных в столице, превысила 10 млрд грн. В это же время корпоративный сектор во всей остальной части Украины собирает только 8 млрд грн.

Большие деньги влекут в Киев трудовые ресурсы страны. По данным последней переписи населения, в Киеве проживают 2,7 млн человек. Цифра к реальной жизни не имеет никакого отношения. По данным Александра Сергиенко, директора Института города, перед началом кризиса столицу населяли не меньше 4 млн.

Демографический рост обеспечили трудовые мигранты - как те, кто поселился в Киеве, так и те, кто ежедневно наезжает в столицу на заработки. «Могу спрогнозировать, что в 2012 году в Киеве будет вдвое больше людей, чем сейчас, - рассуждает Быченко. - Это связано с проведением Евро-2012».

При этом эксперт сетует на то, что развитие мегаполиса не успевает за темпами прироста населения. «У нас пять лет вводили три станции метро, - говорит Быченко. - Неудивительно, что при таком подходе к развитию города уровень комфорта жизни в столице постепенно снижается».

Городская инфраструктура трещит по швам. Пробки на дорогах, аварии на инженерных станциях и даже низкое качество воды - таковы плоды перенаселения мегаполиса. По словам Дмитрия Андриевского, депутата Киевсовета, у столицы уже не осталось резервов, которые позволили бы обеспечить достойные условия всем ее обитателям.

«Если мы считаем, что столица должна быть культурным, туристическим центром, то необходимо думать о том, как вынести крупные предприятия за пределы города, - предлагает депутат. - Это бы разгрузило столицу и создало рабочие места за ее пределами».

Сергиенко в целом с такой оценкой ситуации согласен, однако признает, что приезжие вносят существенный вклад в экономическое благополучие Киева. Ведь почти 80% городского бюджета формирует налог с доходов физических лиц. «Город этим людям обязан, - говорит эксперт. - Ведь чем больше людей работают в Киеве, тем лучше для города».