ЕЦБ: дешёвые деньги закончатся в апреле
Глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише начал готовить рынки к скорому повышению процентных ставок в еврозоне. Кредиты будут теперь дорожать, биржи могут упасть, а курс евро, скорее всего, продолжит рост. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. С мая 2009 года в еврозоне действует рекордно низкая ставка в 1%. Она помогла коммерческим банкам преодолеть глобальный финансовый кризис, она способствовала выходу ведущих европейских экономик из тяжелейшей за многие десятилетия рецессии, но она же создала почву для усиления инфляционных тенденций. Рано или поздно Европейскому центральному банку (ЕЦБ) надо было положить конец политике крайне дешевых денег.
Сенсационно резкая смена курса.
Большинство наблюдателей в Европе исходили из того, что первый шаг по пути нормализации кредитно-денежной политики будет сделан в сентябре 2011 года. После состоявшегося 3 марта очередного заседания руководства ЕЦБ стало ясно, что это может произойти уже в апреле.
Жан-Клод Трише совершил сенсационно резкую смену курса. В том, что Центробанк во Франкфурте-на-Майне относится к инфляции куда более нетерпимо, чем его аналог в Вашингтоне, никто особо и не сомневался. Однако считалось, что Трише и его команда постараются потерпеть как можно дольше, чтобы дать наиболее слабым банкам и наиболее злостным нарушителям финансовой дисциплины в еврозоне больше времени для рефинансирования своих долгов на теплично-выгодных условиях.
Жан-Клод Трише развязал себе руки
Однако второй в истории еврозоны президент ЕЦБ, срок полномочий которого истекает нынешней осенью, не захотел, чтобы за ним закрепилась дурная слава банкира, потворствовавшего самому главному злу в мире денег — инфляции. Готовность Трише ударить по тормозам свидетельствует о том, что он не намерен из политических соображений пренебрегать финансово-экономической логикой. Его смелое заявление о том, что повышение ставки возможно уже на следующем заседании руководства ЕЦБ, хотя окончательное решение еще не принято, показывает: главный гарант стабильности евро развязал себе руки, чтобы иметь возможность гибко реагировать на меняющуюся обстановку. И что руководствоваться при этом он будет исключительно статистическими данными, собственной экспертизой и тем, что ему подскажут совесть и профессиональная этика.
Это смелое заявление, потому что не успел Жан-Клод Трише закончить свою пресс-конференцию, как в европейских политических кругах его тут же начали критиковать за излишнюю поспешность в ужесточении кредитно-денежной политики. В то же время это очень обнадеживающее заявление, потому что оно доказывает, что Европейский центральный банк, вопреки некоторым возникшим в последнее время подозрениям, сохраняет свою независимость.
Хорошая новость для евро
Соответственно, это заявление является хорошей новостью для евро, потому что из франкфуртского небоскреба был подан недвусмысленный сигнал: руководство ЕЦБ по-прежнему считает обеспечение стабильности единой европейской валюты своим первейшим и наиважнейшим делом. Перед ним отступают на задний план любые другие задачи, в том числе и помощь погрязшим в долгах государствам еврозоны типа Греции, Португалии, Ирландии, Испании или Италии.
Поэтому можно исходить из того, что тенденция к дальнейшему укреплению курса евро по отношению к доллару продолжится. Во-первых, потому что деньги инвесторов обычно всегда перетекают туда, где растет банковский процент. Во-вторых, потому что ЕЦБ своими действиями повышает авторитет евро как надежной и старательно оберегаемой от обесценивания денежной единицы.
Единичный символический жест, а не серия повышений
А вот фондовые и сырьевые рынки, сильно набухшие от притока дешевых заемных долларов и евро, на начинающееся удорожание денег (а действия ЕЦБ, несомненно, усилят давление и на щедро печатающую деньги Федеральную резервную систему США) могут прореагировать снижением котировок. Могут, хотя никакого автоматизма тут нет. Ведь международные инвесторы руководствуются не только уровнем процентных ставок, но и целым рядом других макроэкономических факторов, прежде всего — показателями экономического роста. А для него предстоящее символическое ужесточение кредитно-денежной политики опасности не представляет. Ведь ключевая ставка в 1,25% и даже в 1,5% — это все еще более чем комфортный уровень для ведения бизнеса. А дальше дело пока вряд ли пойдет. Ни о какой серии повышений речи нет, заверил рынки все тот же готовящийся к уходу на заслуженный отдых мудрый Трише.