В пятницу и субботу в Париже состоялось первое заседание «двадцатки» под председательством министра экономики Франции Кристин Лагард. Франция возглавляет G20 с ноября, и еще полгода назад президент страны Николя Саркози изложил основные цели. В его планах - реформировать международную валютно-денежную систему, контролировать перетоки капиталов и бороться с изменчивостью цен на сырьевые ресурсы.

За несколько дней до министерского заседания стало известно, что Франция и Германия настаивают также на введении индикаторов экономического развития, которые позволили бы оценивать дисбалансы стран-членов G20 и бороться с ними. Предложенная европейцами система индикаторов вызвала протесты стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), особенно Китая, но именно она стала основным достижением участников.

Договорились

Париж собирался включить в систему индикаторов дефицит бюджета, государственный долг и объемы частных накоплений, баланс текущих расчетов и торговый баланс, валютные резервы и реальный курс национальной валюты. Однако глава Министерства финансов Бразилии от имени БРИКС заявил, что страны отказываются учитывать баланс текущих расчетов и хотят заменить его балансом товаров и услуг. Главным камнем преткновения, по данным западных СМИ, стала позиция Пекина, который не заинтересован в оценке дисбалансов в его экономике.

Еще в субботу утром консенсуса по индикаторам не было, но сторонам все же удалось договориться. Была принята система показателей, в которую вошли государственная задолженность и дефицит бюджета, частные накопления и частные задолженности, торговый баланс и сальдо текущих инвестиций. Учитываться будут также обменный курс валют, налоговая и валютная политика.

Валютная система подождет

Главная цель французского председательства - реформа валютно-денежной системы - стала одним из основных сюжетов переговоров, но стороны сочли этот вопрос еще недостаточно проработанным. Никаких конкретных мер по реформированию системы прописано не было.

Лагард отметила, что участники обсудили недостатки мировой валютной системы, «риски, которые она создает, в частности, для развивающихся стран», и наблюдение за дисбалансом системы со стороны МВФ.

К своей следующей встрече - в апреле этого года - министры ждут результатов доклада МВФ. Международный валютный фонд должен предложить определенный набор рекомендаций для улучшения валютной системы.

Для работы над реформой в рамках G20 была создана группа под председательством Германии. Кроме того, в конце марта - точная дата пока не известна - в Китае пройдет международный семинар по этому вопросу.

Стороны также обсудили перспективы использования SDR (специальных прав заимствования, производной денежной единицы МВФ). Франция предлагает усилить ее роль в международных расчетах и включить в ее корзину юань, но подобных решений принято не было.

Замминистра финансов РФ, в свою очередь, отметил, что искусственно менять систему нельзя.

«Главное здесь то, что нельзя искусственно навязать рынку и определить, что, допустим, китайский юань становится мировой резервной валютой, вот мы приняли такое решение. Это неправильно, это неграмотно», - заявил Панкин.

По его словам, валютная система «работает, и важно не навредить, не делать резких шагов».

Цены на сырье не ограничили

Николя Саркози считает скачки биржевых цен на сырьевые товары причиной голодных бунтов в развивающихся странах, но бороться с ними министры G20 еще не решились.

В свою очередь министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард отметила, что члены «двадцатки» предлагают сделать этот рынок более прозрачным и собрать о нем дополнительную информацию. Над этим вопросом, в частности, будет работать специальная группа под председательством Японии.

Перетоки капиталов по «кодексу»

По словам Лагард, министры и главы ЦБ говорили о необходимости прийти к единому «кодексу поведения» по управлению потоками капиталов, а в итоговом заявлении говорится о необходимости избегать «подрывной нестабильности» перетоков капиталов.