«Газпром» пошёл на серьёзные уступки Европе
Европейские энергетические компании получили серьезные уступки из-за значительных изменений на газовом рынке и желания экспортеров сохранить свои рынки, а не в обмен на какие-либо политические или экономические уступки. В процессе жестких и продолжительных переговоров использовались в основном юридические аргументы, заложенные в контрактах с «Газпромом». Об этом пишет издание «Зеркало недели».
По информации издания, применялись также рыночные рычаги давления – альтернативные предложения газа. Рост конкуренции на газовом рынке ЕС, как ожидается, приведет к дальнейшим уступкам потребителям российского газа в Европе.
Одной из уступок стало уменьшение обязательств «бери или плати» (БИП) компаниям E.ОN Ruhrgas,Wingas, WIEH (с 90 до 75%); Botas (с 90 до 75%); ENI, GWHGashandel; EconGas (с 85 до 60%). Кроме того, Botas, ENI и E.ОN Ruhrgas договорились о неприменении штрафных санкций за нарушение обязательств БИП. E.ОN Ruhrgas, ENI и GDF Suez добились продажи газа в объемах, превышающих обязательства БИП, по ценам спотового рынка.
В формулу ценообразования на газ также был включен компонент, учитывающий конкуренцию газ/газ: для компаний E.ОN Ruhrgas, ENI, GDF Suez, GWHGashandel, EconGas, ERG, Sinergie Italiane, EGL – 15% объемов газа продается по спотовым ценам европейских газовых центров; дополнительное требование этих компаний – увеличить эту долю до 40% – рассматривается.
Wingas договорился о пересчете базовой цены в формуле, а Botas – о прямом снижении цены газа. Возможность варьирования объемами импорта газа в течение определенного периода получили E.ОN Ruhrgas и ENI.
Издание отмечает, что Европейский Союз и Турция за последние 2 года существенно сократили потребление природного газа. Наибольшие потери пришлись на «Газпром»: в 2009 году экспорт газа сократился на 13%. При этом его конкуренты на рынке газа Европы — норвежская StatoilHydro и производители СПГ — заняли часть «газпромовского» рынка (в 2009-м поставки СПГ в ЕС выросли на 15%).
Причин такой ситуации три: экономический кризис, приход в Европу дополнительных объемов сравнительно дешевого СПГ с традиционно американского рынка из-за резкого роста в США добычи сланцевого газа и, главное, негибкая ценовая политика «Газпрома».
Таким образом, под прессом конкуренции на европейском газовом рынке (спотовые цены на газ и СПГ на протяжении почти всего 2010 года были ниже стоимости трубопроводного российского газа на 50 и больше долларов) «Газпром» пошел в 2009-2010 годах на серьезнейшие ценовые и другие уступки для большинства европейских энергоконцернов.
Следует отметить, что конкуренты «Газпрома» в Европе согласились на еще большие уступки. Так, доля спотовых цен в контракте норвежской StatoilHydro с E.ОN Ruhrgas составляет 25%, а в среднем – 30%, алжирская Sonatrahch даже сократила срок контракта.
В результате уступок со стороны «Газпрома», например, Латвия, Польша, Эстония с 1 января 2011-го снизили цены на газ для промышленных потребителей на 5%, для населения – на 3-7% (в Болгарии были снижены цены на тепловую энергию на 4,6-5,7%).
В то же время, процесс трансформации контрактов европейских компаний с «Газпромом» не завершен. Не все компании и страны получили послабления (например, Литва), а из получивших – не все удовлетворены (например, E.ОN Ruhrgas). Процесс продолжается, утверждает издание.