К примеру, в конце января Госфинуслуг аннулировала лицензии Украинской страховой группы. Как выяснилось позже, страховой рынок покинул не один из крупнейших его игроков, а малоизвестная столичная страховая компания, которую с украинской дочкой Vienna Insurance Group объединяло только одно – название.
Тем не менее, в ряде СМИ появилась информация о том, что аннулировали лицензии именно австрийской «дочке».
«К сожалению, нас все время путали и в госорганах, и даже клиенты», - сетует предправления Украинской страховой группы Павел Нельга. По его словам, такая ситуация им была не очень приятна, так как негативный имидж дублера на рынке портил репутацию и их компании.
«Но с этим ничего не поделаешь, так как у нас регистрируют компании с похожими названиями. Единственное, что мы сделали – зарегистрировали свою торговую марку и у нас с дублером были разные логотипы» - утверждает Нельга.
Но при остановке или аннулировании лицензии Госфинуслуг логотип компании не обнародует.
Поэтому без дополнительного расследования выяснить, кто же из компаний «проштрафился» бывает трудно не только журналистам, но даже руководителям самих страховых «дублеров».
Еще один случай. В 2009-м году была приостановлена лицензия компании «Мега полис». Оказалось, что страховщиков с таким названием в нашей стране … три. И все руководители были уверены, что регулятор наказал не их компанию, а дублера.
В апреле 2009 года с украинскими дублерами решил бороться через суд… российский страховой гигант «Ингосстрах», который владеет в Украине «Инго-Украина» и «Инго Украина Жизнь».
Причиной недовольства россиян стало существование в Днепропетровске страховой компании с аналогичным названием – «Інгосстрах».
«Само по себе судебное дело было достаточно интересно, так как могло стать прецедентом. Но во время процесса днепропетровская компания передала свое право собственности на торговый знак физлицу, и тем самым сделала невозможным продолжение процесса", - рассказал председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Безнаказанность за «дубляж» по подсчетам эксперта, привела к тому, что в Украине сегодня очень много похожих компаний.
К примеру, в реестре Госфинуслуг есть две компании «Атлант», одна «Атлант-Н», и еще одна «Атланта».
Там также значится два «Альянса», один «Альянс-Гарант», «Альянс-Жизнь» и еще «Альянс-Страхование».
Есть две компании «Омега» и столько же - с названиями «Капитал», «Страховой капитал», «Страховая инициатива».
Три компании с названием «Гарантия» и 14 с главным словом - «Гарант» (например, «Гарант Полис», «Гарант Сервис», «Гарант Авто»).
Кроме того, у многих страховщиков идентичны аббревиатуры. Например, «Европейская страховая компания» (ЕСК) соращенно звучит также, как «Европейский страховой клуб». Украинская промышленно-страховая компания сокращенно звучит также, как и Украинская пожарно-страховая компания – УПСК.
«Я не знаю, намеренно ли появился такой хаос с названиями на страховом рынке. Но он вводит в заблуждение не только госорганы, но и клиентов, а также перстраховщиков и других партнеров отечественного страхового рынка», - считает вице-президент страховой компании «Провидна» Елена Машаро.
По ее словам, навести порядок в этом вопросе легко, если Госфинуслуг при регистрации новых страховых компаний начнет проверять – совпадает ли название нового страховщика с уже имеющимися в реестре, или нет. А если совпадает – требовать его сменить.
«В Америке любой бизнес можно зарегистрировать за 2 часа, но из них 1,5 часа тратится на то, чтобы название новой компании не дублировало те, которые уже существуют. Так можно сделать и у нас, тем более, что реестр не такой уж и большой», - уверяет эксперт.
По словам же главы Госфинуслуг Василия Волги с такой проблемой к регулятору страховщики не обращались. «Впервые слышу. Если обратятся – рассмотрим», - пообещал он.