Аналитико-консультационный центр Голубой ленты программы развития ООН вместе с юридической фирмой «Довгань и партнеры» подготовили законопроект «О введении службы финансового омбудсмена в Украине». Новый институт призван рассматривать жалобы потребителей к финансовым учреждениям, что позволит упростить и удешевить процесс решения финансовых споров за счет отказа от длительного судебного рассмотрения конфликта. «В Украине много таких жалоб и проблем, служба станет хорошей альтернативой суду, особенно в рассмотрении мелких споров. Омбудсмен не только защитит потребителя, но и повысит доверие к страховым компаниям, банкам и финансовому рынку»,– считает директор центра Голубой ленты Марчин Свенчицки.
Инициаторы создания службы омбудсмена утверждают, что в Европе широко распространены органы по защите прав потребителей. Так, в Великобритании сфера полномочий подобной службы охватывает все типы финансовых услуг, в год рассматривается до 900 тыс. жалоб. Из них 92% удается решить с помощью переговоров и консультаций между потребителями и поставщиками услуг, лишь 8% требуют специального решения омбудсмена. В Греции, Испании и Германии такие службы рассматривают жалобы на банковские учреждения.
Европейские службы работают за счет участников рынка. По словам управляющего партнера «Довгань и партнеры» Виктора Довганя, работу украинского омбудсмена будут финансировать из госбюджета и за счет взносов профильных ассоциаций. Подача жалоб потребителями услуг будет бесплатной, но омбудсмен может отказаться от рассмотрения незначительных жалоб. «В некоторых странах есть материальные пороги для рассмотрения жалоб от 100 тыс. евро, в России – от 300 тыс. рублей»,– добавляет господин Довгань. Заместитель директора юридическо-охранной антиколлекторской компании «Ваша надежда» Людмила Науменко уверена, что это ограничит право потребителей обращаться в службу для решения их проблем: «Все только и говорят, что кризис повлиял на финансовый рынок, но почему-то все забывают о простых потребителях, на которых он отразился еще больше».
Финансовый омбудсмен будет избираться на 6 лет и сможет для рассмотрения жалоб требовать копии документов, а также вызывать представителей поставщика услуг для дачи показаний. Если документы или информация не будут предоставлены и если поставщик услуг откажется выполнять требования омбудсмена, последний может подать в суд. Финансовый защитник будет иметь меньшие полномочия, чем омбудсмен по правам человека. «Эту должность наверняка готовят для отставного главы Нацбанка или Госфинуслуг. Занимая ее, ничего сделать нельзя, потому что человек является просто советником»,– уверен управляющий партнер юрфирмы «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец.
По словам генерального директора Украинской федерации страхования Галины Третьяковой, при ее ассоциации работает аналог омбудсмена – апелляционная комиссия – ограничений по рассмотрению ею жалоб не предусмотрено. «У нас решения обязательны к исполнению. И если компания не выполняет требований, то погашает расходы, связанные с вынесением решения»,– говорит она. Директор департамента правового обеспечения Эрсте Банка Александр Ярецкий отмечает, что в банковской системе для решения споров уже давно работают третейские суды. «Омбудсмен не способен решить проблемы вкладчика Родовид Банка, а конфликты вкладчиков других банков способен урегулировать третейский судья любой ассоциации»,– считает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Наталья Непряхина, Руслан Черный