Впрочем, сами «ограниченные» банкиры не особо переживают из-за урезания доступа к информации о заявках, в унисон заявляя, что данное письмо скорее носит теоретический характер, нежели практический смысл. Письмо НБУ, утверждают они, никак не повлияет на ход торгов на межбанковском рынке или на прозрачность этого рынка. «Никаких плюсов или минусов участникам торгов это не принесет, так как эти заявки и раньше были не особо информативны из-за разрывов во времени между моментом заключения сделки и ее последующим подтверждением»,— прокомментировали решение НБУ в одном из украинских банков.
Как объясняет директор департамента казначейства и управления активами и пассивами Правэкс-Банка Наталия Крюкова, информация, о которой идет речь в письме, была актуальна еще в то время, когда межбанковский рынок предполагал выставление клиентских заявок напрямую. Но в связи с вступлением в силу постановления НБУ №435 от 18 декабря 2008 г. у банков появилась возможность работать не по курсам, устанавливаемым клиентами.
«Сейчас банки выходят на рынок с покупкой/продажей по курсу, который определяет рынок исходя из спроса и предложения»,— говорит эксперт. Для этого используется система «Укрдилинг», которая в режиме онлайн практически позволяет дилеру увидеть реальную ситуацию на рынке.
Не выражают обеспокоенности письмом НБУ и другие банкиры. «У банков нет необходимости в доступе к заявкам других банков уже фактически два года. И данная норма просто урегулировала неточность в нормативной базе»,— комментирует главный казначей Еврогазбанка Александр Куцовский.
В любом случае, полагает Роман Бондарь, директор казначейства «Эрсте Банка», украинский межбанковский рынок ничего потеряет от вступления в силу данной нормы. Скорее, письмо Нацбанка даже упорядочит рынок и обезопасит его от недобросовестной конкуренции. «В действующей версии программы банки имели доступ к информации о валютных операциях других банков, что могло приводить к распространению конфиденциальных данных»,— говорит он.
Сергей Олегов